©
"..."Я" не предшествует опыту в качестве субьекта этого опыта, то есть в качестве того, кто в результате этого опыта будет что-то понимать, будет иметь какие-то переживания, у него будет память и так далее. (...) "Я" не предшествует опыту, и мы будем иметь дело только с таким "Я", которое в самом же опыте и рождается" (Мамардашвили).
Мирча Элиаде в "Аспектах мифа" указывает, что "у религиозного человека сущность предшествует существованию. Это одинаково равноценно и для человека «примитивных» и восточных обществ, и для еврея, и для христианина, и для мусульманина. Человек, каким он является в настоящее время, есть результат влияния ряда обстоятельств, происходивших с самого начала. Мифы повествуют об этих обстоятельствах, объясняя человеку, как и почему он был создан".
Мамардашвили в лекциях о Прусте разъясняет, что "если перевести на язык Музиля, то мы предполагаем что то, что узнаётся, - узнаётся человеком с некоторыми свойствами; то есть человек, обладающий определёнными свойствами, и есть тот, который что-то узнал, увидел, понял и так далее. Ну, а роман Музиля называется иначе: "Человек без свойств".
1727