©
Вот лишь несколько конкретных теоретических примеров, что учёба у "учителя учителей", т.е. природы, имеет эффект:
- Леонардо сформулировал первый и третий законы Ньютона: "Ни одна неодушевлённая вещь не движется сама собою, но движение её производится другими (...) Всякое движущееся тело движется постоянно, пока импульс силы его движителя в нём сохраняется".
- Леонардо понял то же, что и в 1738г. описал математик Бернулли: скорость потока воздуха над поверхностью крыла выше, чем скорость под крылом;
- Леонардо зарисовал и сформулировал принципы движения жидкости, вытекающей из отверстия, чем предсказал закон Торричелли 1643г.;
- описывая волновую природу движения воды и распространяя наблюдаемые принципы и на звуковые волны, Леонардо предвосхитил эффект Доплера (1840г.);
- Леонардо в записных книжках сформулировал догадку о природе света, которую лишь 200 лет спустя опишет в математических формулах математик Пьер де Ферма;
- Лорд Рэлей и Эйнштейн описали принципы, в связи с которым небо кажется синим; запись Леонардо немногим отличается от их выводов: "Я утверждаю, что синева неба, в которой мы видим воздух, не есть его собственный свет, а порождается тёплой влагой, испаряющейся мельчайшими и неощутимыми атомами. Ей вслед ударяют солнечные лучи, и она становится светлой ниже той темноты безмерного мрака, которая прикрывает её сверху в области огня".
Будет большим преувеличением сказать, что научное мышление Леонардо (1452-1519) опиралось всерьёз на современную ему традицию и тем более странно предположить, что гений Возрождения был озабочен возрождением той традиции, которая была известна ему лишь, что называется, понаслышке.
1127