©
Китай
Население (2019): 1 408,5 млн.чел.
ВВП ППС на душу населения, долл.США(2019): 19 504.
Экраны, шт., 2019: 69 787.
Кол-во экранов на 100 тыс.жит., 2019: 4,9.
Кол-во зрителей на 1 экран в год, 2019: 24 789 чел.
Посещаемость, на 1-го чел., 2008: 0,15.
Посещаемость, на 1-го чел., 2013: 0,4.
Посещаемость, на 1-го чел., 2018/2019: 1,2.
Динамика посещаемости, на 1-го чел., 2008 - 2018/2019: +800%.
Цена билета, 2008, долл.США: 2,21.
Цена билета, 2013, долл.США: 5,8.
Цена билета, 2018/2019, долл.США: 5,4.
Динамика, цена билета, 2008 - 2018/2019: +244,3%.
Производство фильмов, 2004: 212шт..
Производство фильмов, 2018/2019: 1 082шт./1037шт. (850шт. х/ф, 51шт. анимация, 74шт. научно-популярные, 47шт. д/ф и 15 шт. в спецформатах).
Динамика производства фильмов, 2004 - 2018: +510%.
Доля фильмов нац. произв., 2018/2019: 62,2/64%.
Касса, 2004, юаней.: 1 500 млн.юаней (прибл.200млн.долл.).
Касса, 2018/2019, млн.долл.: прибл. 9,24 млрд.долл.США.
Динамика роста рынка 2004 - 2018/2019: + 4600%.
1. С 2008 года в Китае было установлено 69 тысяч цифровых экранов. Всего за десятилетие эта страна заняла лидирующее положение в мире по их абсолютному количеству, а с показателем в 4,9 экрана на 100 тысяч жителей Китай хоть и не занимает ведущего места, но входит в число самых развитых территорий.
2. В восемь раз выросла посещаемость кинотеатров за период 2008-2018/2019, что было ответом на рост количества цифровых экранов за этот же период в более чем в 70 раз.
3. Рост цен на билеты в период 1998-2018/2019 в 2,4 раза можно оценить более сдержанно, но и такая динамика для не столь богатой территории является неожиданной.
4. В 2018г. в Китае произведено 1 082 фильма, в 2019 - 1037 шт., однако далеко не все они имели кинотеатральный прокат. Больше 1 млн.долл. собрали 200 фильмов, включая иностранные (2019). Этот показатель в Китае почти аналогичен американскому (202шт.). За 15 лет в этой стране собственное производство выросло в 5 раз. 6 китайских фильмов входит в топ-10 национальной кассы (2018) и 8 фильмов в 2019 году. Самые кассовые из них собирают 600-700 млн.долл. Сборы «Нечжа» ("Пельмешки", 2019, цифровая анимация) составили в Китае 719 млн.долл. Этот фильм снял начинающий режиссёр-самоучка Ян Юй (Цзяоцзы).
5. Крупнейшие голливудские блокбастеры собирают в Китае от 40 млн.долл. («Малефисента») до 607 млн.долл. («Мстители. Завершение», что равно 32,4% от международного бок-офиса фильма). В некоторых случаях сборы в Китае превышают американский бокс-офис.
6. Китайский рынок не является вполне свободным. Американские фильмы попадают на этот рынок по квоте, которая в 2009 году была увеличена с 20 фильмов до 34 шт., а в 2018 вышел 41 иностранный фильм (ранее это было не более 10шт.,1994). Если фильм приобретается по фиксированной цене, на него квотирование не распространяется.
7. Иностранные фильмы адаптируются под местный рынок (перемонтаж и цензура; в Китае запрещена демонстрация гомосексуализма, а супружескую измену можно показывать только в том случае, если она осуждается). Все фильмы демонстрируются в кинотеатрах на языке оригинала с китайскими субтитрами.
8. Дистрибьюцией зарубежных фильмов уполномочены заниматься две государственные дистрибьюторские компании.
9. Зарубежные прокатчики получают всего 25% от сборов (в том случае, если договор связан с итогами проката, а не фиксированной суммой, уплаченной сразу за все права), что существенно отличается от мировых стандартов (40-50%). При совместном производстве производителям удаётся обойти квоты и получить уже до 43% от проката фильма в кинотеатрах. При этом, съёмочная группа фильма должна на треть состоять из граждан Китая, а тема фильма иметь отношение к культуре или истории Китая.
10. Крупный российско-китайский проект «Тайна печати дракона» с бюджетом 50 млн.долл. (самый дорогой фильм в истории российского кинобизнеса) собрал мировую кассу 14 млн.долл., с треском провалившись и в Китае (2,8 млн.долл.). Самый кассовый российский фильм «Движение вверх» (мировая касса 59,8 млн.долл.) собрал в Китае рекордные 13 млн.долл., однако известно, что китайские власти предписали обязательный просмотр данного фильма всем членам и тренерам спортивных организаций.
11. В прошлом году в Китае был снят запрет на иностранные инвестиции в кинотеатры, при этом остаются в силе запреты на инвестиции в киностудии и дистрибьюторские компании.
12. Государственные инвестиции в производство фильмов не являются существенными, в отдельные года они равны всего 7% от общих затрат в этом секторе (2008). Тем не менее, в 2018 году правительство частично профинансировало около 200 фильмов. В целом, государственная поддержка в Китае в большей степени связана с протекционистскими мерами, чем с прямым финансированием, хотя в том же 2018 году государство профинансировало 6 киностудий.
По данным MPAA, EAO, Hollywood reporter и др.
1371