Статьи и материалы по киноиндустрии

12 тезисов о том, как работает кинорынок Китая

22.01.2022

Только один фильм из пяти получает господдержку в Китае, но доля собственных фильмов в доходах китайского кинопроката составляет 64%. Как работает сегодня вторая киноиндустрия мира?

Население (2019): 1 408,5 млн.чел.

ВВП ППС на душу населения, долл.США(2019): 19 504.

Экраны, шт., 2019: 69 787.

Кол-во экранов на 100 тыс.жит., 2019: 4,9.

Кол-во зрителей на 1 экран в год, 2019: 24 789 чел.

Посещаемость, на 1-го чел., 2008: 0,15.

Посещаемость, на 1-го чел., 2013: 0,4.

Посещаемость, на 1-го чел., 2018/2019: 1,2.

Динамика посещаемости, на 1-го чел., 2008 - 2018/2019: +800%.

Цена билета, 2008, долл.США: 2,21.

Цена билета, 2013, долл.США: 5,8.

Цена билета, 2018/2019, долл.США: 5,4.

Динамика, цена билета, 2008 - 2018/2019: +244,3%.

Производство фильмов, 2004: 212шт..

Производство фильмов, 2018/2019: 1 082шт./1037шт. (850шт. х/ф, 51шт. анимация, 74шт. научно-популярные, 47шт. д/ф и 15 шт. в спецформатах).

Динамика производства фильмов, 2004 - 2018: +510%.

Доля фильмов нац. произв., 2018/2019: 62,2/64%.

Касса, 2004, юаней.: 1 500 млн.юаней (прибл.200млн.долл.).

Касса, 2018/2019, млн.долл.: прибл. 9,24 млрд.долл.США.

Динамика роста рынка 2004 - 2018/2019: + 4600%.

1. С 2008 года в Китае было установлено 69 тысяч цифровых экранов. Всего за десятилетие эта страна заняла лидирующее положение в мире по их абсолютному количеству, а с показателем в 4,9 экрана на 100 тысяч жителей Китай хоть и не занимает ведущего места, но входит в число самых развитых территорий.

2. В восемь раз выросла посещаемость кинотеатров за период 2008-2018/2019, что было ответом на рост количества цифровых экранов за этот же период в более чем в 70 раз.

3. Рост цен на билеты в период 1998-2018/2019 в 2,4 раза можно оценить более сдержанно, но и такая динамика для не столь богатой территории является неожиданной.

4. В 2018г. в Китае произведено 1 082 фильма, в 2019  - 1037 шт., однако далеко не все они имели кинотеатральный прокат. Больше 1 млн.долл. собрали 200 фильмов, включая иностранные (2019). Этот показатель в Китае почти аналогичен американскому (202шт.). За 15 лет в этой стране собственное производство выросло в 5 раз. 6 китайских фильмов входит в топ-10 национальной кассы (2018) и 8 фильмов в 2019 году. Самые кассовые из них собирают 600-700 млн.долл. Сборы «Нечжа» ("Пельмешки", 2019, цифровая анимация) составили в Китае 719 млн.долл. Этот фильм снял начинающий режиссёр-самоучка Ян Юй (Цзяоцзы).

 

5. Крупнейшие голливудские блокбастеры собирают в Китае от 40 млн.долл. («Малефисента») до 607 млн.долл. («Мстители. Завершение», что равно 32,4% от международного бок-офиса фильма). В некоторых случаях сборы в Китае превышают американский бокс-офис.

6. Китайский рынок не является вполне свободным. Американские фильмы попадают на этот рынок по квоте, которая в 2009 году была увеличена с 20 фильмов до 34 шт., а в 2018 вышел 41 иностранный фильм (ранее это было не более 10шт.,1994). Если фильм приобретается по фиксированной цене, на него квотирование не распространяется.

7. Иностранные фильмы адаптируются под местный рынок (перемонтаж и цензура; в Китае запрещена демонстрация гомосексуализма, а супружескую измену можно показывать только в том случае, если она осуждается). Все фильмы демонстрируются в кинотеатрах на языке оригинала с китайскими субтитрами.

8. Дистрибьюцией зарубежных фильмов уполномочены заниматься две государственные дистрибьюторские компании.

9. Зарубежные прокатчики получают всего 25% от сборов (в том случае, если договор связан с итогами проката, а не фиксированной суммой, уплаченной сразу за все права), что существенно отличается от мировых стандартов (40-50%). При совместном производстве производителям удаётся обойти квоты и получить уже до 43% от проката фильма в кинотеатрах. При этом, съёмочная группа фильма должна на треть состоять из граждан Китая, а тема фильма  иметь отношение к культуре или истории Китая.

10. Крупный российско-китайский проект «Тайна печати дракона» с бюджетом 50 млн.долл. (самый дорогой фильм в истории российского кинобизнеса) собрал мировую кассу  14 млн.долл., с треском провалившись и в Китае (2,8 млн.долл.). Самый кассовый российский фильм «Движение вверх» (мировая касса 59,8 млн.долл.) собрал в Китае рекордные 13 млн.долл., однако известно, что китайские власти предписали обязательный просмотр данного фильма всем членам и тренерам спортивных организаций.

11. В прошлом году в Китае был снят запрет на иностранные инвестиции в кинотеатры, при этом остаются в силе запреты на инвестиции в киностудии и дистрибьюторские компании.

12. Государственные инвестиции в производство фильмов не являются существенными, в отдельные года они равны всего 7% от общих затрат в этом секторе (2008). Тем не менее, в 2018 году правительство частично профинансировало около 200 фильмов. В целом, государственная поддержка в Китае в большей степени связана с протекционистскими мерами, чем с прямым финансированием, хотя в том же 2018 году государство профинансировало 6 киностудий.

По данным MPAA, EAO, Hollywood reporter и др.

305
22.01.2022
Портрет «Клетчатого»
288

У серпні-жовтні 2020 року ГО «Детектор медіа» у співпраці з Київським міжнародним інститутом соціології та Центром «Соціальні індикатори», за підтримки Українського культурного фонду в рамках програми «Аналітика культури» провів дослідження «Портрет глядача українського кіно в кінотеатрі». Сьогодні ми публікуємо відгук на це дослідження ексголови наглядової ради «Мультиплекс-холдингу» Антона Пугача.

22.01.2022
О конкурсе на главу Госкино
299

Детектор медіа, 24 Листопада 2019.

22.01.2022
Кинопрокат и кинопроизводство в Украине в годы немецкой оккупации (цитата из статьи Х.-Й. Шлегеля)
434

Шлегель Х.-Й. "Ukraine-Filmgesellshaft mbH": нацистская кинопропаганда в оккупированной Украине//Киноведческие записки: Историко-теоретический журнал.№94-95 (2010).

22.01.2022
Как это называется?
299

"Телекритика", 17 июня 2014. Стоит отметить, что предварительное обсуждение и сами «выборы» нового председателя Госкино изначально проходили без участия журналистов. В настоящее время СМИ подключились к дискуссии, но, учитывая специфику вопроса, маловероятно, что она успеет перетечь в дебаты в масштабах страны. Ведь вопрос о назначении главы Госкино, возможно, уже решится на ближайшем заседании Кабмина. По крайней мере, его вынесут на рассмотрение Кабмина, как было решено после голосования кинематографистов.

22.01.2022
Манипулятивная коррупция. Свидетельство соучастника
319

Телекритика, 16 июля 2012. От редакции. Скандал вокруг питчинга кинопроектов для получения бюджетного финансирования продолжается. В мае кинокритик Игорь Грабович заподозрил Госкино в подтасовке результатов питчинга, в июне Экспертную комиссию по вопросам кинематографии Государственного агентства по вопросам кино покинули глава этой комиссии Олег Фиалко и его заместитель Юрий Терещенко. За ними последовал и член комиссии Антон Пугач, председатель наблюдательного совета «Мультиплекс-холдинга».

18.01.2022
Дрібниці стилю від першої особи
317

Справжню, а не вигадану Богданом Батрухом, картину кінопрокату в Україні розкривають «дрібниці»... Директор ТОВ «Мультиплекс-Холдинг» висловив свою позицію щодо ситуації із кінодублюванням.

18.01.2022
Тенденции мирового рынка киноиндустрии в 2013г.
289

В 2013г. украинский рынок кинопроката незначительно вырос. Точных цифр, к сожеланию, нет, по одним данным он стал 118млн.долл., по другим – 112млн.долл., но, так или иначе, рынок не упал, а поднялся. В прокат вышло 7 фильмов национального производства. Несмотря на то, что эти фильмы собрали 0,7% от общей доли валового дохода в кинопрокате, этот показатель всё же больше, чем 0%, которым национальное кино «отличалось» в прежние года. Впрочем, когда выходили фильмы «Сафо» или «Тот, кто прошёл сквозь огонь», эта цифра также была больше ноля, однако это были разовые явления, и не очень успешные.