«Спасая честь говорящих по-русски»
— Скажите, г-н Пугач, это правда, что переход на сплошное дублирование иностранных фильмов на украинский привело к небывалому, 70%-ному взлету посещаемости отечественных кинозалов? Просто сказочно! И что это за неведомые иностранные фирмы — Motion Pictures Association (Брюссель, Бельгия) и BORIS collection system (Москва, Россия), которые вычислили этот невероятно радостный процент?
— Я не ЦРУ, чтобы быть всегда готовым дать информацию по любой зарубежной компании. Ну , Motion Pictures знаю , а о BORIS collection слышу впервые . Но разве в этом дело? Я вообще не понимаю, почему мы должны говорить об индексе потребительской активности в одном из секторов экономики на основании данных из зарубежных источников. Во-первых, едва ли у них есть доступ к реальным базам данных, а во-вторых, они не имеют, по-моему, морального права рассуждать на подобные темы. Ведь они не оглашают свои исходные. В данном случае это могли быть сведения тех, кто занимается продажами билетов в кинотеатрах Украины. Но даже если бы это было просто серьезное социологическое исследование, то все равно следовало бы указывать на его методику. Этого здесь нет. А вообще в Украине есть такая серьезная организация, как Госкомстат, и по ныне действующим нормативам кинотеатры в принципе обязаны сдавать туда свою финотчетность о всех валовых показателях. И только Госкомстат, получив отчеты от всех участников рынка, имеет возможность и полномочия обобщать их в статистические документы и делать официальные заявления. Если же Госкомстат не считает этот сектор экономики достойным внимания, то в этом плане серьезно можно было бы рассматривать консолидированное заявление абсолютно всех участников кинорынка со стороны дистрибьюции, распространения фильмов. Теоретически так можно было бы и сравнивать итоговые показатели за разные годы. Насколько мне известно, и этого у нас нет. Так откуда взялись данные, о которых мы говорим?
— Неужели cегодня совсем не фиксируются параметры украинского кинорынка?
— Можно зайти на сайт www.boxofficemojo.com, там есть данные, которые признаются в мире более-менее адекватными. И мы увидим, что в Украине в январе прошлого года было собрано на миллионы долларов, на 40—50% больше денег, чем в январе нынешнего. Почти одинаковая выручка была в феврале и т. д. Вы можете суммировать выручку уикендов за первый квартал двух последних лет и увидите, что никаких чудес не произошло. Но вступать в полемику с людьми, которые переворачивают с ног на голову реальность и считают себя хозяевами правды, неразумно. Причем стоит отметить, что в некоторых регионах в отдельные периоды люди действительно в этом году ходят в кино лучше, чем в прошлом. И отдельные кинотеатры в последнее время лучше посещаются. Скажем, моя сеть набрала 15% общих валовых сборов рынка. И если бы я обобщал собственные показатели, то мог бы заявить, что с доходами у меня все в порядке. Но ведь это полная чепуха, если иметь в виду общую картину. Таков мой комментарий к тем фантастическим данным, о которых вы спрашивали.
— То есть налицо чистейшая выдумка с цифрами. Причем все настолько шито белыми нитками, что скорое разоблачение неизбежно...
— Во всем этом меня поражают несколько вещей. В первую очередь какая-то невероятная уверенность в том, что людей всегда можно одурачить и заставить верить в то, что жить становится все лучше и веселее. И кто-то в это поверит. Но рано или позно глаза откроются, и в них застынет изумление: если наш кинорынок так быстро растет, то почему в прошлом месяце в одном только Днепропетровске закрылось три кинотеатра («Спутник», «Салют» и «Красногвардеец»), а накануне — еще один («Орион»). Хорошие кинотеатры, в переоборудование которых инвестированы миллионы долларов. И это не на периферии. Там были серьезные капиталовложения...
Структура упадка
— Что конкретно привело к столь печальному исходу?
— Во-первых, наступление крупных многозальных кинотеатров. Во-вторых, украинизация. В-третьих, кризис. Они просто не выдержали давления этих факторов. Такова реальность нашего рынка. И это легко проверить: достаточно набрать номера справочных служб этих кинотеатров и спросить: «Что у вас сегодня идет?» И при этом кто-то публикует цифры феноменального роста нашего проката... Эти данные не могут находиться в одном ряду. В условиях масштабного роста рынка ничего не закрывается!
— А в вашей сети кинотеатров как обстоят дела?
— Наверное, мы наименее пострадали как от украинизации, так и от многозальников: ведь сами их строим. Неудобно себя хвалить, но мы позаботились о максимальном уровне технического и эстетического обеспечения кинопоказов, и это дает о себе знать. От нас зритель ушел меньше всего. И, казалось бы, я должен быть последним, кто жалуется на происходящее. Но... Дело ведь не только в экономике. Если б мною двигали исключительно материальные мотивы, стал бы я сейчас говорить о политических вещах!
— Что вы имеете в виду?
— «Игра» в экономике должна быть политически корректной.
— Помнится, вы собирались через суд добиваться отмены запрета на русский дубляж. Что-то получилось?
— Юридически можно было бы спорить с Министерством культуры, только обладая правами на фильм. И, получив отказ на прокат недублированной по-украински копии, мы могли бы в суде оспаривать это. И тогда по прецеденту создавалась бы новая правовая атмосфера. А я непосредственно дистрибьюцией не занимаюсь. У меня нет юридического повода. К сожалению, ни один из частных дистрибьюторов пока на это не решился, и их можно понять: у Минкульта вполне достаточно полномочий, чтобы наказать ослушника. Но мы ближайшей осенью сами начинаем дистрибьюторскую деятельность и, возможно, воспользуемся своим правом оспорить Минкульт. Тем более что осенью, очевидно, власть в стране будет меняться. И многое при этом изменится. Нужно только дотерпеть. Как говорил кто-то из великих: «Терпение в опасности — это победа».
Не кичем единым...
— Между тем уже очевидно, что «неукраинизированное» артхаусное кино стало все реже проникать на наш экран...
— Год назад, когда я впервые предупреждал о таком возможном эффекте украинизации, то была гипотеза. Сегодня это развернувшаяся картина реальности. Репертуар резко оскудел, в первую очередь за счет лучшего фестивального кино. Сравните хотя бы выход на наши экраны прошлогодних и нынешних лауреатов «Золотого глобуса» — «Отступники», «Искупление»и «Старикам здесь не место». Количество копий, сеансов, кинотеатров и формат выпуска — разница за год принципиальная. Люди, держащие руку на пульсе мировых событий, не могут этого не заметить. Субтитрованный «Миллионер из трущоб» недавно вышел в Украине всего в 2—3 копиях, а сопоставимые с этой лентой по прокатному потенциалу «Отступники» — в десятках копий. И так во всем. Мы видим объективное снижение релиза, спроса, оскудение репертуара. На самом же деле это — проблема третьего эшелона...
— О, ваша позиция глубоко эшелонирована...
— Да, третий эшелон — это репертуар. Хороший зритель все равно выйдет на хорошие фильмы, найдет их на DVD. Второй эшелон — это экономические проблемы. А первый — вопрос ущемления гражданских прав зрителей. По-моему, наиболее важный. Вне зависимости от каких-либо коммерческих результатов. Допустим даже, что явления тотальной неконституционной украинизации проката и впрямь привели к резкому увеличению сборов. Было бы это хорошо для общества в целом? Это фашистская логика, ведущая к диктатуре тех, кто только силой способен пропихнуть в обществе свою волю. В таком обществе вообще незачем демонстрировать артхаус и печатать Пастернака, Стуса и Иосифа Бродского. А Дэна Брауна на всех с головой хватит...
— Мне кажется, общая тенденция к тому уже заметна...
— Ну, если экономика на законных основаниях эту линию эволюции продиктует, то так тому и быть...Наверняка найдутся подвижники, которые и в таких условиях будут поддерживать искусство. Здесь важнее правовой аспект. А мы хронически о нем забываем. Хотя вместе с ним можно потерять все.
— Разговор у нас получился по «принципу домино»: затронули только одну, казалось бы, не слишком значимую тему о кинодубляже и об одной мелкой, но навязчивой лжи во имя «великой цели», а глядь — вся общественная конструция гипотетически зашаталась...
P.S. Думаю, все дело в том, к чему мы с г-ном Пугачем в конце концов пришли. «Дубляжная война» — только маленькая, но, увы, действующая модель многих иных, гораздо более серьезных проблем современной Украины. Например, точно так же, как националистический истеблишмент не считается с желанием доброй половины украинцев смотреть кино и ТВ на родном русском языке, властные структуры игнорируют и прочие запросы и мнения той же части общества. Искусственно придуманная «оранжевыми» дубляжная «проблема», как видим, уже берет измором прокат. Перспективы остального, понятно, гораздо пагубнее. В мелочах предощущается момент большой истины про Украину. И актуально, будто о ближайших наших выборах, звучат здесь и сейчас слова грозного Иеремии: «Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ мой любит это. Что вы будете делать после всего этого?» (Иер., 5, 30).
389