Интервью

"Газета 2000", 8 мая 2009

04.01.2022

«Спасая честь говорящих по-русски»

— Скажите, г-н Пугач, это правда, что переход на сплошное дублирование иностранных фильмов на украинский привело к небывалому, 70%-ному взлету посещаемости отечественных кинозалов? Просто сказочно! И что это за неведомые иностранные фирмы — Motion Pictures Association (Брюссель, Бельгия) и BORIS collection system (Москва, Россия), которые вычислили этот невероятно радостный процент?

— Я не ЦРУ, чтобы быть всегда готовым дать информацию по любой зарубежной компании. Ну , Motion Pictures знаю , а о BORIS collection слышу впервые . Но разве в этом дело? Я вообще не понимаю, почему мы должны говорить об индексе потребительской активности в одном из секторов экономики на основании данных из зарубежных источников. Во-первых, едва ли у них есть доступ к реальным базам данных, а во-вторых, они не имеют, по-моему, морального права рассуждать на подобные темы. Ведь они не оглашают свои исходные. В данном случае это могли быть сведения тех, кто занимается продажами билетов в кинотеатрах Украины. Но даже если бы это было просто серьезное социологическое исследование, то все равно следовало бы указывать на его методику. Этого здесь нет. А вообще в Украине есть такая серьезная организация, как Госкомстат, и по ныне действующим нормативам кинотеатры в принципе обязаны сдавать туда свою финотчетность о всех валовых показателях. И только Госкомстат, получив отчеты от всех участников рынка, имеет возможность и полномочия обобщать их в статистические документы и делать официальные заявления. Если же Госкомстат не считает этот сектор экономики достойным внимания, то в этом плане серьезно можно было бы рассматривать консолидированное заявление абсолютно всех участников кинорынка со стороны дистрибьюции, распространения фильмов. Теоретически так можно было бы и сравнивать итоговые показатели за разные годы. Насколько мне известно, и этого у нас нет. Так откуда взялись данные, о которых мы говорим?

— Неужели cегодня совсем не фиксируются параметры украинского кинорынка?

— Можно зайти на сайт www.boxofficemojo.com, там есть данные, которые признаются в мире более-менее адекватными. И мы увидим, что в Украине в январе прошлого года было собрано на миллионы долларов, на 40—50% больше денег, чем в январе нынешнего. Почти одинаковая выручка была в феврале и т. д. Вы можете суммировать выручку уикендов за первый квартал двух последних лет и увидите, что никаких чудес не произошло. Но вступать в полемику с людьми, которые переворачивают с ног на голову реальность и считают себя хозяевами правды, неразумно. Причем стоит отметить, что в некоторых регионах в отдельные периоды люди действительно в этом году ходят в кино лучше, чем в прошлом. И отдельные кинотеатры в последнее время лучше посещаются. Скажем, моя сеть набрала 15% общих валовых сборов рынка. И если бы я обобщал собственные показатели, то мог бы заявить, что с доходами у меня все в порядке. Но ведь это полная чепуха, если иметь в виду общую картину. Таков мой комментарий к тем фантастическим данным, о которых вы спрашивали.

— То есть налицо чистейшая выдумка с цифрами. Причем все настолько шито белыми нитками, что скорое разоблачение неизбежно...

— Во всем этом меня поражают несколько вещей. В первую очередь какая-то невероятная уверенность в том, что людей всегда можно одурачить и заставить верить в то, что жить становится все лучше и веселее. И кто-то в это поверит. Но рано или позно глаза откроются, и в них застынет изумление: если наш кинорынок так быстро растет, то почему в прошлом месяце в одном только Днепропетровске закрылось три кинотеатра («Спутник», «Салют» и «Красногвардеец»), а накануне — еще один («Орион»). Хорошие кинотеатры, в переоборудование которых инвестированы миллионы долларов. И это не на периферии. Там были серьезные капиталовложения...

Структура упадка

— Что конкретно привело к столь печальному исходу?

— Во-первых, наступление крупных многозальных кинотеатров. Во-вторых, украинизация. В-третьих, кризис. Они просто не выдержали давления этих факторов. Такова реальность нашего рынка. И это легко проверить: достаточно набрать номера справочных служб этих кинотеатров и спросить: «Что у вас сегодня идет?» И при этом кто-то публикует цифры феноменального роста нашего проката... Эти данные не могут находиться в одном ряду. В условиях масштабного роста рынка ничего не закрывается!

— А в вашей сети кинотеатров как обстоят дела?

— Наверное, мы наименее пострадали как от украинизации, так и от многозальников: ведь сами их строим. Неудобно себя хвалить, но мы позаботились о максимальном уровне технического и эстетического обеспечения кинопоказов, и это дает о себе знать. От нас зритель ушел меньше всего. И, казалось бы, я должен быть последним, кто жалуется на происходящее. Но... Дело ведь не только в экономике. Если б мною двигали исключительно материальные мотивы, стал бы я сейчас говорить о политических вещах!

— Что вы имеете в виду?

— «Игра» в экономике должна быть политически корректной.

— Помнится, вы собирались через суд добиваться отмены запрета на русский дубляж. Что-то получилось?

— Юридически можно было бы спорить с Министерством культуры, только обладая правами на фильм. И, получив отказ на прокат недублированной по-украински копии, мы могли бы в суде оспаривать это. И тогда по прецеденту создавалась бы новая правовая атмосфера. А я непосредственно дистрибьюцией не занимаюсь. У меня нет юридического повода. К сожалению, ни один из частных дистрибьюторов пока на это не решился, и их можно понять: у Минкульта вполне достаточно полномочий, чтобы наказать ослушника. Но мы ближайшей осенью сами начинаем дистрибьюторскую деятельность и, возможно, воспользуемся своим правом оспорить Минкульт. Тем более что осенью, очевидно, власть в стране будет меняться. И многое при этом изменится. Нужно только дотерпеть. Как говорил кто-то из великих: «Терпение в опасности — это победа».

Не кичем единым...

— Между тем уже очевидно, что «неукраинизированное» артхаусное кино стало все реже проникать на наш экран...

— Год назад, когда я впервые предупреждал о таком возможном эффекте украинизации, то была гипотеза. Сегодня это развернувшаяся картина реальности. Репертуар резко оскудел, в первую очередь за счет лучшего фестивального кино. Сравните хотя бы выход на наши экраны прошлогодних и нынешних лауреатов «Золотого глобуса» — «Отступники», «Искупление»и «Старикам здесь не место». Количество копий, сеансов, кинотеатров и формат выпуска — разница за год принципиальная. Люди, держащие руку на пульсе мировых событий, не могут этого не заметить. Субтитрованный «Миллионер из трущоб» недавно вышел в Украине всего в 2—3 копиях, а сопоставимые с этой лентой по прокатному потенциалу «Отступники» — в десятках копий. И так во всем. Мы видим объективное снижение релиза, спроса, оскудение репертуара. На самом же деле это — проблема третьего эшелона...

— О, ваша позиция глубоко эшелонирована...

— Да, третий эшелон — это репертуар. Хороший зритель все равно выйдет на хорошие фильмы, найдет их на DVD. Второй эшелон — это экономические проблемы. А первый — вопрос ущемления гражданских прав зрителей. По-моему, наиболее важный. Вне зависимости от каких-либо коммерческих результатов. Допустим даже, что явления тотальной неконституционной украинизации проката и впрямь привели к резкому увеличению сборов. Было бы это хорошо для общества в целом? Это фашистская логика, ведущая к диктатуре тех, кто только силой способен пропихнуть в обществе свою волю. В таком обществе вообще незачем демонстрировать артхаус и печатать Пастернака, Стуса и Иосифа Бродского. А Дэна Брауна на всех с головой хватит...

— Мне кажется, общая тенденция к тому уже заметна...

— Ну, если экономика на законных основаниях эту линию эволюции продиктует, то так тому и быть...Наверняка найдутся подвижники, которые и в таких условиях будут поддерживать искусство. Здесь важнее правовой аспект. А мы хронически о нем забываем. Хотя вместе с ним можно потерять все.

— Разговор у нас получился по «принципу домино»: затронули только одну, казалось бы, не слишком значимую тему о кинодубляже и об одной мелкой, но навязчивой лжи во имя «великой цели», а глядь — вся общественная конструция гипотетически зашаталась...

P.S.   Думаю, все дело в том, к чему мы с г-ном Пугачем в конце концов пришли. «Дубляжная война» — только маленькая, но, увы, действующая модель многих иных, гораздо более серьезных проблем современной Украины. Например, точно так же, как националистический истеблишмент не считается с желанием доброй половины украинцев смотреть кино и ТВ на родном русском языке, властные структуры игнорируют и прочие запросы и мнения той же части общества. Искусственно придуманная «оранжевыми» дубляжная «проблема», как видим, уже берет измором прокат. Перспективы остального, понятно, гораздо пагубнее. В мелочах предощущается момент большой истины про Украину. И актуально, будто о ближайших наших выборах, звучат здесь и сейчас слова грозного Иеремии: «Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ мой любит это. Что вы будете делать после всего этого?» (Иер., 5, 30).

 

389
04.01.2022
Детектор медиа,13 ноября 2018
442

Наталья Данькова

— Антон, почему вы уходите из «Мультиплекс-холдинга»? Останетесь ли вы в отрасли?

— Я не ухожу из «Мультиплекса» в какой-то другой кинотеатральный бизнес. Компания давно достигла того рубежа, развитие за которым может осуществляться и без моего участия. У «Мультиплекс-холдинга» сейчас 35 % рынка, но это рынок, условно говоря, аттракционов, а не кинематографа. Мои интересы никогда не пересекались с «кино аттракционов», это случайно так вышло, что я оказался в этой сфере, на сломе эпох большинство из нас делало тот выбор, который обеспечивал существование, а не развитие интересов.

 

04.01.2022
fraza.com, 29 июня 2014
414

 Антон Филатов

О том, на что необходимо обратить внимание новому руководству Госкино, в эксклюзивном интервью «фрАзе» рассказал один из самых влиятельных кинематографистов Украины Антон Пугач. В кинематографе он уже около 30 лет и с 2011 года является председателем наблюдательного совета компании «Мультиплекс Холдинг».

Кроме того, он рассказал о сегодняшнем состоянии и перспективах украинского рынка кинопроката, о роли украинского кино в наших кинотеатрах, а также о том, в каких именно фильмах нуждаются украинские зрители сегодня — в состоянии войны.

 

04.01.2022
"Телекритика", 17 июня 2014
410

Как это называется?

Стоит отметить, что предварительное обсуждение и сами «выборы» нового председателя Госкино изначально проходили без участия журналистов. В настоящее время СМИ подключились к дискуссии, но, учитывая специфику вопроса, маловероятно, что она успеет перетечь в дебаты в масштабах страны. Ведь вопрос о назначении главы Госкино, возможно, уже решится на ближайшем заседании Кабмина. По крайней мере, его вынесут на рассмотрение Кабмина, как было решено после голосования кинематографистов.

 

04.01.2022
Телекритика, 6 мая 2014
431

 Антон Пугач радить включити до переліку рекомендованих фільмів про війну «У тумані» Сергія Лозниці

Кінопродюсер Антон Пугач здивований, чому Український інститут національної пам'яті не включив до переліку рекомендованих фільмів про Другу світову війну стрічку громадянина України Сергія Лозниці «У тумані», яка отрималаприз ФІПРЕССІ на фестивалі в Каннах у 2012 році.

 

04.01.2022
"Капитал", 13 декабря 2013
390

— Каков объем украинского кинопрокатного рынка?

— В Украине он составляет сегодня около $ 100‑110 млн. Относительно других стран этот отечественный рынок занимает приблизительно такое же место, как и экономика в целом — 40‑41‑е в мире. В прошлом году он вырос на 6 %, в этом году вырастет на 2‑3 %. Предыдущие годы рост был значительнее.

 

04.01.2022
Prostobiz.ua, 24 сентября 2013
411

Антон Пугач, председатель наблюдательного совета компании "Мультиплекс-Холдинг": "Бизнес – достаточно выхолащивающее событие в жизни любого человека"

Как повлияет открытие новых торгово-развлекательных центров, а также всеобщая диджитализация на кинопрокатный бизнес в Украине? Каковы его законы развития и когда будет достигнута точка насыщения? Об искусстве и аттракционах, а также личных вкусах в кино, Антон Пугач рассказал Prostobiz.ua во время бизнес-завтрака, организованного Startup Ukraine.

 

04.01.2022
Startupukraine, сентябрь 2013
405

 Что было на Бизнес-завтраке с Антоном Пугачем, совладельцем сети кинотеатров компании «Мультиплекс холдинг»?

Антон ставит превыше всего условность всякого рода позитиных дефиниций – рассказывать о том, как достичь успеха, не в его вкусе. Именно поэтому во время бизнес-завтрака Антон Пугач обращал внимание на то, чего делать не стоит.

 

04.01.2022
"Forbes", сентябрь 2013
409

 Антон Пугач — об украинских кинотеатрах и диктатуре посредственности в их репертуарах

Роль личностей в истории преувеличена

Я очень скептически отношусь к выпячиванию индивидуальной роли, моей или чьей бы то ни было, как в бизнесе, так и в истории вообще. Всякий успех или неуспех – это результат коллективного труда и стечения обстоятельств, не повторяющихся никогда и нигде.

 

04.01.2022
"Левый берег", 11 мая 2012
403

После того, как в 2008 году был введен обязательный украинский дубляж для фильмов, вы настаивали на том, что украинизация проката вредит кинорынку. Тем не менее, спустя несколько лет, с обязательным украинским дублированием, кинопрокатный рынок растет, вопреки пессимистичным прогнозам. Как вы прокомментируете такой рост?

 

04.01.2022
"Телекритика", 31 июля 2009
403

Генеральный директор сети кинотеатров «Мультиплекс» Антон Пугач считает, что заявления некоторых прокатчиков о подъеме украинского кинопрокатного рынка не соответствуют действительности. При этом дамокловым мечом кинопроката, по его мнению, следует считать не столько мировой финансовый кризис, пошатнувший финансовые показатели отнюдь не только отдельно взятых кинотеатров, сколько указ Министерства культуры об обязательном дублировании фильмов иностранного производства на украинский язык.