Интервью

Prostobiz.ua, 24 сентября 2013

04.01.2022

Антон Пугач, председатель наблюдательного совета компании "Мультиплекс-Холдинг": "Бизнес – достаточно выхолащивающее событие в жизни любого человека"

Как повлияет открытие новых торгово-развлекательных центров, а также всеобщая диджитализация на кинопрокатный бизнес в Украине? Каковы его законы развития и когда будет достигнута точка насыщения? Об искусстве и аттракционах, а также личных вкусах в кино, Антон Пугач рассказал Prostobiz.ua во время бизнес-завтрака, организованного Startup Ukraine.

Антон, видите ли Вы связь между тем, что Вам нравилось в 20 лет; чем занимались в индустрии кино лет в 30 и тем, что делаете сейчас?

Есть известная фраза о том, что 95% расходов на рекламу – это выброшенные деньги, но никто не знает, какие именно 95%. С накапливаемым опытом происходит примерно то же, что и с маркетингом. С уверенностью могу сказать, что арсенал знаний, который я имею, востребован в киноиндустрии меньше, чем на один процент. Но я точно не могу определить, что это за процент, из чего он вырос, чему обязан своим наличием.

Успех нельзя рассматривать, как однозначный результат предыдущих действий – это жутко пошло. Тем более, нельзя увязывать достижения со своей исключительной компетенцией. Так или иначе, но жизнь в сфере бизнеса, особенно в нашем «диком поле» – это почти казино. Выпал твой номер – хорошо, не выпал – стой за столом и играй дальше, если не жмёт бронежилет.

В молодости, работая в кино, мне посчастливилось иметь дело с действительно талантливыми и выдающимися людьми, чей успех был отчетливее и грандиознее, чем у нынешних социальных фронтменов. Во многих случаях я замечал: чем человек больше, тем проще и легче он относится к себе. Возможно, это игра. Но это высшее из возможных искусств саморепрезентации.

Вам нравится то, чем занимаетесь сегодня?

К своей деятельности я отношусь достаточно хладнокровно и без лишнего романтизма. Это не очень сложное дело – трудное, но это не совсем те трудности, которых можно испугаться.

 

Объясню почему я так думаю. Когда я учился на высших курсах режиссеров в Москве – одной из лучших школ мира – я прочувствовал тенденции развития современного мира кино. Стало понятно, какие сложности меня ждут, если я останусь режиссером-постановщиком в России, не говоря уже об Украине. Собственно поэтому я и принял прагматичное, где-то даже «торгашеское» решение: бросил учебу и продолжил заниматься кинопрокатным бизнесом в Украине. Многие бизнесмены занимаются чем-то тем, что им попросту легче дается.

Как будет развиваться бизнес кинопроката в условиях массового открытия новых ТРЦ?

На данный момент существует достаточное количество строящихся и развивающихся торгово-развлекательных центров, которые могут изменить ситуацию на рынке кинопроката. Так, прирост количества залов лет через пять будет составлять 30 %-40%. Но мы не ожидаем тотальной либерализации в отношениях с арендодателями, вопросы из этого спектра будут оставаться в числе самых сложных.

Когда наш бизнес только начинался, владельцы торговых площадей с небольшой охотой шли нам на встречу. Но были серьезные победы: в свое время мы убедили Николая Толмачева (ТРЦ«Комод») снести один или два этажа паркинга, чтобы разместить многозальный кинотеатр. И таких историй множество.

Не имея определенного статуса на рынке, сложно было убеждать арендодателей в том, что именно ваш кинотеатр будет лучшим и сможет достойным стать оператором их ТРЦ. Наш энтузиазм, связанный с желанием все делать лучше всех, был главным отличием переговоров того времени. Сейчас же кинотеатры сети «Мультиплекс» зарекомендовали себя на рынке в достаточной мере – поэтому вести переговоры стало немного легче.

С вводом в эксплуатацию новых торговых площадей, возможно, их арендная стоимость немного снизится ввиду большей конкуренции. В любом случае, их появление должно внести позитивные рыночные изменения. На данный момент мы уже являемся операторами в строящемся ТРЦ «Республика», а также находимся в стадии подписании договоров с двумя другими крупными центрами в Киеве. До конца года мы также откроем кинотеатры в ТРЦ «Караван» в Киеве, в ТРЦ «Аврора» в Запорожье, в ТРЦ «Меганом» в Симферополе, в ТРЦ «Порт-сити» в Мариуполе. Возможно, к концу 2014-го года наша доля на рынке достигнет 25%.

Насколько сильна конкуренция за аренду торговой недвижимости? Как изменилась цена входа в случае с ТРЦ «Республика»?

Цена входа, конечно же, является важным фактором в рыночной конкуренции, но далеко не единственным и главным. Решение по тендеру принимается с учетом других мотиваций, которые очень далеки от финансовых категорий.

Сейчас на украинском рынке присутствует 3-4 самодостаточных оператора рынка, что никак нельзя назвать серьезной конкуренцией. Рынок только начинает дышать. В этой ситуации важно другое: не прозевать зарождение новых конкурентов.

Каковы основные конкурентные преимущества компании «Мультиплекс»?

Наши преимущества может оценить и прочувствовать на себе каждый клиент сети. Среди них уровень технологий, эстетический уровень, сервис, комфорт. Безусловно, когда мы создавали кинозалы, я придавал большое значение таким вещам как «тело бренда»: пытался насытить пространство кинотеатров качественными отличиями, которые стали бы узнаваемыми. В любом бизнесе, главное – его «лицо».

 

Я не переоцениваю достижения компании «Мультиплекс», ведь рынок кинопроката очень динамичен. Уже завтра может все изменяться. Просто наша команда – одна из тех, кто всегда активно работали, поэтому и отдачу мы получили наибольшую. Хотя, безусловно, не стоит сбрасывать со счетов и фактор «персональных инвестиций»: таланта каждого из нас. Но придавать ему ключевое значение – значить впадать в самолюбование и заниматься самообманом.

Каково процентное соотношение источников дохода в кинопрокатном бизнесе?

Адекватная структура доходов в этом сегменте примерно такова: около 73% -75% процентов приходится на кино, остальные 25% – сопутствующие услуги, бар. Половина доли первой группы доходов идет дистрибьюторам, но прибыль от бара уже в большей части остается в распоряжении компании. Такая практика актуальна и для других стран.

Существуют ли стандарты заполняемости зала?

Это не совсем верный показатель эффективности работы сети, ведь им можно легко манипулировать, сокращая интервал между сеансами. В целом, для многозального кинотеатра успешная средняя посещаемость составляет 5-10 тысяч зрителей в месяц на один зал.

Как Вы считаете, не является ли украинский рынок кинопроката перенасыщенным? Если нет – как тогда можно объяснить низкую посещаемость кинотеатра «Kronverk Cinema» в ТРЦ«Skymall»?

Я не слежу за траекторией развития и посещаемостью кинотеатра «Kronverk Cinema». Но мне кажется, если проблема и существует, то ее причина не в арендодателе и не в операторе – а в проекте и архитектуре самого кинотеатра. Присутствует два-три грубых нарушения, которые и не позволяют добиться оптимального уровня посещаемости. Низкий рейтинг этого кинотеатра не связан с падением спроса на вид услуг как таковой. Точка насыщения рынка еще не достигнута – это точно. Возможно, ситуация изменится, когда в Киеве откроется 5-6 новых кинотеатров.

Вы прогнозируете дальнейший рост рынка. По какой траектории он будет развиваться?

Рост рынка будет связан только с открытием новых многозальных кинотеатров, это проверено зарубежным опытом. В своё время всплеск посещаемости в мире был связан именно с появлением на рынке формата многозальных кинотеатров. У этой модели всего два ключевых отличия: первое – зрителям не нужно долго ждать в фойе начала нового сеанса, второе – больший ассортимент фильмов. Далее развитие кинопроката было связано с появлением цифрового звука, а потом – цифровых спецэффектов в изображении. Мощный толчок для развития рынка дали 3D технологии.

Есть и другой фактор влияния – рост интереса к национальному кино (в Германии, Турции, Бразилии – очень разных странах, рост рынков связывают в том числе с этим фактором). В этом смысле не знаю, что будет происходить в Украине, но такая тенденция существует. Правда, например, в России правительство всё больше и больше даёт денег на кино – но доля рынка отечественных фильмов всё меньше и меньше.

Это сложный процесс. Возможно, рост будет позже. А возможно, что и нет. Всякое точное прогнозирование - спекуляция. В нашей стране нет оснований ожидать резких изменений. Дело на десятилетия.

 

Конечно, кино будет двигаться в унисон развитию интернет-технологий. Например, в США подписчиков платного кинотеатра Netflix на сегодняшний день больше, чем подписчиков крупнейшего кабельного канала. И это мировая тенденция (в августе 2013 г. В Украине также был зарегистрирован онлайн-кинотеатр Netflix – Ред.).

А как на кинопрокатном бизнесе отразился финансовый кризис?

Если где-то и бытует мнение о том, что в «кризисные» годы кинотеатры пустовали, то это ошибка. Количество посетителей двигалось даже по восходящей.

Совсем другая ситуация возникла, когда была принята инициатива обязательного дубляжа на украинский язык. Такие меры привели к падению продаж на 25%-30%. А самый страшный период - эпизод с карантинной истерией правительства. Оба эпизода весьма показательны: чрезмерность всегда даёт обратный эффект. В октябре-ноябре 2009 года посещаемость упала рекордно низко, до 50 билетов в день.

Но стоит заметить, что апокалиптичный фильм «2012» стал переломным в этой ситуации: интерес к нему все-таки взял верх, залы заполнились в один день. Вот такая почти декадентская история: сначала страх, а затем наслаждение «гибелью».

Прокат фильма в кинотеатре влияет на его дальнейшую стоимость?

Конечно. Любой телевизионщик подтвердит, что картина, если она побывала в кинопрокате, впоследствии покупается для телепоказа существенно дороже, даже если она собрала совсем скромную кассу в кинотеатрах. Сам факт ее выхода в кинотеатре – это как проход корабля по некому руслу реки: своего рода показательный проход.

Вы долгое время принимали участие в создании телепрограмм о кинофестивале в Каннах, в организации кинофестиваля«Молодость». Расскажите свои впечатления о современных конкурсных программах.

Конечно же, участие любой картины в известных кинофестивалях - это чрезвычайно важное событие. Но я целиком и полностью разделяю мнение Андрея Плахова (почётный вице-президент Всемирной организации кинопрессы FIPRESCI), который считает, что фестивальная мишура в скором будущем сойдет на нет. За фестивалем останется исключительно имиджевая роль, но утратятся все ключевые. Ведь процесс формирования конкурсных программ и присуждения наград слишком субъективен. Членами жюри можно легко манипулировать, даже не прибегая к прямому уговору или давлению.

Интернетизация кинофестивального пространства поможет нивелировать такие явления. Если отборочные комиссии получают картины посредством сети и в электронном виде отмечают свой выбор – то завтра и само жюри фестивалей будет принимать решения, не видя, кто ещё есть в комнате или за дверью, просто голосуя за тот или иной фильм нажатием клавиши. Если на политических выборах в Эстонии через интернет голосует уже 15% избирателей, то неизбежно голосования на форумах искусства претерпят на себе эти влияния.

Конечно, на страже этого стоит гламур, со всеми этими дорожками, фотосессиями, вечеринками и репортажами в утренней прессе. Но развитие – вещь неумолимая. В конце концов, нужно же просто куда-то двигаться. Так, как есть сейчас, быть долго не может. Что в национальных, так сказать, чемпионатах (премии «Ника», «Сезар», «Давид Донателло»), что в европейских и мировых (фестивали в Каннах, Венеции, Берлине, премия «Оскар») – нет процедуры, адекватной основному вектору развития цивилизации: построению открытого и свободного общества. Этого нет и у Нобелевского комитета, у многих других премий.

 

Но мне кажется, это неизменно произойдет. Открытые социальные механизмы делают общество сильнее и перспективнее. Даже в большой политике, где есть реальные враги и войны на уничтожение, появляются Ассанж, Сноуден и другие – кто понимает, что прогресс невозможен без открытости и игры по правилам.

Вам, как выпускнику философского факультета, не обидно за те вкусы в кинематографии, которые доминируют в обществе?

Нужно учитывать один маленький нюанс: кино давно перестало быть искусством. Картины, которые показывают в кинотеатрах, большей частью можно назвать «аттракционом». Демократия в наших условиях – а это условия очень и очень сомнительного нравственного климата – приводит к диктатуре посредственности. И репертуар – это просто отражение этих тенденций.

В то же время мы видим пример России, которая выводит на рынок фильмы, имеющие право называться искусством. На вопрос «Почему эти картины не идут в украинском прокате?» я отвечу: «Потому что у нас не такое большое рыночное пространство».

Создавать искусственную, тепличную среду для трансляции глубоких картин – значит не понимать движущих сил в кинопрокате. Это возможно, и даже мы этим занимались, но на этом не заработаешь. Это не имеет отношения к бизнесу.

Впрочем, ничто не вечно. Возможно, ситуация с интересом к кино как к искусству изменится с развитием интернета, всеобщей цифровой революцией и удешевлением производства кинокартин – равно как и с расширением возможностей доступа к просмотру. Искусство (известная мысль) может появиться там и тогда, где его никто не ожидает.

А какие фильмы смотрите Вы?

Картина, которая меня на днях действительно эмоционально впечатлила – фильм Майкла Уинтерботтома «Генуя». Сюжет завязывается в момент, когда главный герой теряет свою супругу в автокатастрофе и вынужден воспитывать своих дочерей сам.

У картины очень серьезный режиссерский потенциал – с помощью кинематографических инструментов она показала ту ситуацию, которую сложно был бы выразить даже литературе. Это примерно вот о чём: город Генуя – в данном случае это просто символ современной жизни как таковой – это столь большой соблазн, что в график родителя и старшей дочери, а они показаны очень позитивными людьми, не всегда помещается адекватная забота о младшей дочери.

Ну, если так, грубо – это фильм о том, что надо жертвовать собой ради меньших, тех, кто слабее. Иначе они пропадут.

В России этот фильм был в прокате, у нас – нет. Исключительно потому, что у нас нет рыночного пространства для картин подобного рода. Но и в России ситуация не столь радужная. Отличная, в общем-то, картина «Шапито Шоу» Сергея Лобана собрала в прокате всего 600 тысяч долларов. А могла бы собрать и в десять раз больше. Большой рынок тоже не гарантия для успеха тех, кто занимается в кино искусством.

Очень интересно, что следующее снимет режиссер короткометражки «F5» Тимофей Жалнин (гран-при последнего «Кинотавра»). Этот человек может снять что-то, о чем будут говорить всерьез и многие.

 

В прошлом году на меня произвела впечатление короткометражка россиянина Игоря Гринякина «День Победы». Это сделано современно по содержанию – и это мастерски во многих профессиональных измерениях. Хотя Гринякин и так – оператор экстра-класса (он снял «Адмиралъ»), но режиссерский дебют его неожиданно хорош.

Что Вас может увлечь?

Все. Недавно с удовольствием смотрел по Discovery проект, рассказывающий о реформе мусороуборки в Париже XIX-ХХ века. Вообще я хочу сказать, что с интересом отношусь к людям, которые делают реальную работу. Считается, что, допустим, парфюмерный бизнес – это красиво и интересно, а бизнес по утилизации отходов – как-то не очень. Именно потому, что первый связан с хорошими запахами, а второй – с плохими. Это гламур. Популярность фильма «Валли» вселяет в меня надежду, что люди будущего будут получать удовольствие от приведения улиц в порядок не меньшее, чем от продажи духов или показа фильмов.

Не возникает ли у Вас желания заняться бизнесом в другой сфере, не смежной с кино?

Абсолютно точно – нет. По той простой причине, что помимо предпринимательства, я занимаюсь многими очень интересными вещами. К сожалению, в современном обществе доминирует феномен «отложенной жизни»: когда люди много работают, оставляя на потом все самое ценное, что может быть у человека. А я ничего откладывать уже не хочу.

В этом смысле мне нравится отношение англичан к работе. Их принцип таков, что работа это и не тяжкое бремя, и не священный долг. Ещё больше мне нравится это в отношении к одежде – с напускным безразличием. Но они и одеваются лучше всех, и работают образцово. То есть , мне кажется, не должно быть иллюзий на счет значимости проявления, трансформации вашей личности в рабочем пространстве. Другими словами: не следует растворяться в профессии, иначе вы будете просто фотографией своих функций. Не следует искать в работе удовольствия и полной самореализации, ведь в большинстве случаев, этого не будет.

Где искать капитал для бизнес-стартапа?

Прямого ответа не знаю. Но думаю, что надо просто больше общаться, бывать в большем количестве мест, мероприятий.

Приходилось ли Вам пользоваться банковскими кредитами для развития бизнеса или в личных целях? Какие остались впечатления?

Да. Обычные впечатления, обошлось без эксцессов.

В какой мере Вы участвуете в администрировании бизнеса сейчас?

Как председатель наблюдательного совета я принимаю участие в менеджменте, голосую за принятие решений, обосновываю их, подаю инициативы или разрабатываю модели.

Как Вы отдыхаете?

Подстраиваюсь под детей.

На чем Вы никогда не экономите?

Дети, здоровье, книги.

Антон, спасибо за ответы. Что Вы можете пожелать нашим читателям – начинающим бизнесменам?

 

Не вижу возможным желать так общо и абстрактно тысячам людей, которых я не знаю, что-то действительно серьёзное. Вообще, даже тосты не люблю.

 

302
04.01.2022
Детектор медиа,13 ноября 2018
331

Наталья Данькова

— Антон, почему вы уходите из «Мультиплекс-холдинга»? Останетесь ли вы в отрасли?

— Я не ухожу из «Мультиплекса» в какой-то другой кинотеатральный бизнес. Компания давно достигла того рубежа, развитие за которым может осуществляться и без моего участия. У «Мультиплекс-холдинга» сейчас 35 % рынка, но это рынок, условно говоря, аттракционов, а не кинематографа. Мои интересы никогда не пересекались с «кино аттракционов», это случайно так вышло, что я оказался в этой сфере, на сломе эпох большинство из нас делало тот выбор, который обеспечивал существование, а не развитие интересов.

 

04.01.2022
fraza.com, 29 июня 2014
301

 Антон Филатов

О том, на что необходимо обратить внимание новому руководству Госкино, в эксклюзивном интервью «фрАзе» рассказал один из самых влиятельных кинематографистов Украины Антон Пугач. В кинематографе он уже около 30 лет и с 2011 года является председателем наблюдательного совета компании «Мультиплекс Холдинг».

Кроме того, он рассказал о сегодняшнем состоянии и перспективах украинского рынка кинопроката, о роли украинского кино в наших кинотеатрах, а также о том, в каких именно фильмах нуждаются украинские зрители сегодня — в состоянии войны.

 

04.01.2022
"Телекритика", 17 июня 2014
304

Как это называется?

Стоит отметить, что предварительное обсуждение и сами «выборы» нового председателя Госкино изначально проходили без участия журналистов. В настоящее время СМИ подключились к дискуссии, но, учитывая специфику вопроса, маловероятно, что она успеет перетечь в дебаты в масштабах страны. Ведь вопрос о назначении главы Госкино, возможно, уже решится на ближайшем заседании Кабмина. По крайней мере, его вынесут на рассмотрение Кабмина, как было решено после голосования кинематографистов.

 

04.01.2022
Телекритика, 6 мая 2014
326

 Антон Пугач радить включити до переліку рекомендованих фільмів про війну «У тумані» Сергія Лозниці

Кінопродюсер Антон Пугач здивований, чому Український інститут національної пам'яті не включив до переліку рекомендованих фільмів про Другу світову війну стрічку громадянина України Сергія Лозниці «У тумані», яка отрималаприз ФІПРЕССІ на фестивалі в Каннах у 2012 році.

 

04.01.2022
"Капитал", 13 декабря 2013
292

— Каков объем украинского кинопрокатного рынка?

— В Украине он составляет сегодня около $ 100‑110 млн. Относительно других стран этот отечественный рынок занимает приблизительно такое же место, как и экономика в целом — 40‑41‑е в мире. В прошлом году он вырос на 6 %, в этом году вырастет на 2‑3 %. Предыдущие годы рост был значительнее.

 

04.01.2022
Startupukraine, сентябрь 2013
294

 Что было на Бизнес-завтраке с Антоном Пугачем, совладельцем сети кинотеатров компании «Мультиплекс холдинг»?

Антон ставит превыше всего условность всякого рода позитиных дефиниций – рассказывать о том, как достичь успеха, не в его вкусе. Именно поэтому во время бизнес-завтрака Антон Пугач обращал внимание на то, чего делать не стоит.

 

04.01.2022
"Forbes", сентябрь 2013
298

 Антон Пугач — об украинских кинотеатрах и диктатуре посредственности в их репертуарах

Роль личностей в истории преувеличена

Я очень скептически отношусь к выпячиванию индивидуальной роли, моей или чьей бы то ни было, как в бизнесе, так и в истории вообще. Всякий успех или неуспех – это результат коллективного труда и стечения обстоятельств, не повторяющихся никогда и нигде.

 

04.01.2022
"Левый берег", 11 мая 2012
290

После того, как в 2008 году был введен обязательный украинский дубляж для фильмов, вы настаивали на том, что украинизация проката вредит кинорынку. Тем не менее, спустя несколько лет, с обязательным украинским дублированием, кинопрокатный рынок растет, вопреки пессимистичным прогнозам. Как вы прокомментируете такой рост?

 

04.01.2022
"Телекритика", 31 июля 2009
291

Генеральный директор сети кинотеатров «Мультиплекс» Антон Пугач считает, что заявления некоторых прокатчиков о подъеме украинского кинопрокатного рынка не соответствуют действительности. При этом дамокловым мечом кинопроката, по его мнению, следует считать не столько мировой финансовый кризис, пошатнувший финансовые показатели отнюдь не только отдельно взятых кинотеатров, сколько указ Министерства культуры об обязательном дублировании фильмов иностранного производства на украинский язык.

04.01.2022
"Газета 2000", 8 мая 2009
285

 «Спасая честь говорящих по-русски»

— Скажите, г-н Пугач, это правда, что переход на сплошное дублирование иностранных фильмов на украинский привело к небывалому, 70%-ному взлету посещаемости отечественных кинозалов? Просто сказочно! И что это за неведомые иностранные фирмы — Motion Pictures Association (Брюссель, Бельгия) и BORIS collection system (Москва, Россия), которые вычислили этот невероятно радостный процент?