Интервью

"Капитал", 13 декабря 2013

04.01.2022

— Каков объем украинского кинопрокатного рынка?

— В Украине он составляет сегодня около $ 100‑110 млн. Относительно других стран этот отечественный рынок занимает приблизительно такое же место, как и экономика в целом — 40‑41‑е в мире. В прошлом году он вырос на 6 %, в этом году вырастет на 2‑3 %. Предыдущие годы рост был значительнее.

— С чем связано замедление?

— В точке насыщения наш рынок еще не находится, но до промежуточного наполнения уже дошел. Тот максимум, который можно получить на базе существующих кинотеатров, и на основе того разнообразия, которое существует в репертуаре, мы и имеем.

— Что влияет на развитие этого рынка?

— Просто так в кино на просмотр фильма человек не пойдет. Сегодня потребитель идет в зал, где не только ожидаемый фильм, но и хороший звук, кресла, зимой натоплено, летом кондиционировано. И по мере появления залов с адекватным современности уровнем сервиса и комфорта и развивается кинопрокатный рынок.
Есть побочные факторы, влияющие на темпы развития. Одним из них является уровень жизни, но прямой зависимости тут нет. Посещаемость в Австрии не выше, чем в Испании, хотя Австрия богаче. Также важна лояльность к американскому кинематографу. В Китае, например, американизируется сознание и, как следствие, растет рынок. За 10 лет, которые прошли с момента образования нашей компании, украинский рынок, конечно, вырос, но всего в несколько раз, а в Китае — в 20 раз!

— Дело в количестве кинотеатров?

— Это одна сторона вопроса. Другая — у нас нет отечественного кино, нет концепции развития кинематографа. Есть метания, как правило, суетливые и безуспешные.
И третья проблема: в нашем прокате нет жанрового и видового разнообразия. Например, ставка на разнообразие во французском кинематографе настолько стратегически важна, что там созданы специальные условия, в которых Париж стал городом, где можно в один день посмотреть несколько сотен фильмов — такого нет больше ни в одной столице мира. Именно в условиях такой широчайшей конкуренции местный продукт имеет самую высокую в мире долю, иногда доходящую до 50 % от общей.

И при этом во Франции нет квот на национальный продукт, но есть специальные ограничения, способствующие разнообразию репертуара. Понятие разнообразия — это то, на чем в эпоху Ренессанса в Италии выросло понятие личности. Франция даже в коммерческом прокате последовательно придерживается этой традиции, в которую уходит корнями современная европейская цивилизация.
В нашей же стране нет даже такого разнообразия, как в России. И не только потому, что у нас меньше экранов. Среди ключевых факторов — языковая проблема.

Сотни фильмов, которые прокатываются в России, не выходят у нас, потому что слишком велики затраты на адаптацию этих картин в сопоставлении с возможными доходами. У нас разрешают выпускать фильм с дубляжом на русский язык, но дубляж почему‑то обязательно надо делать в Украине. Или заставляют делать субтитры, но для многих картин это тоже тяжелые затраты. Фактически, воспользоваться адаптацией фильма, сделанной в России, нельзя. Это абсурд. Сложилась ситуация, когда многие фильмы, представляющие ценность с точки зрения искусства, не попадают на наш рынок вообще, поскольку есть забота о государственном языке и дубляжной индустрии, но нет заботы о разнообразии, читай — культуре.

— Но ведь у нас часто фильмы, представляющие ценность с точки зрения искусства, идут в полупустых залах. Так нужно ли их показывать?

— В России в 1917 году было 76 % безграмотных людей. И вопрос, который вы задаете, похож на вопрос, который можно было задать тогда: нужно ли печатать книжки, если люди все равно не умеют читать? Мы показывали «Мастера» и «Жизнь Адель» в полупустых залах, но у нас это пока не традиция, а какие‑то прыжки, когда ты понимаешь, что высоту не возьмешь, но все равно прыгаешь.

— Но ведь экономически это не оправдано.

— Экономически это не оправдано сегодня. Если эти фильмы не показывать вообще, то они точно никогда не будут приносить прибыль. А если показывать, то, возможно, со временем начнут. Зарубежные примеры говорят о том, что именно так в Европе и происходит.
У нас многие кинотеатры вообще не берутся показывать фильмы этого сегмента.

С интеллектуальным фильмом много проблем — это маленький и к тому же слабопрогнозируемый доход. С коммерческим фильмом можно ошибиться в прогнозах в одну или в другую сторону на 20‑30 %, иногда на 50 %, но с фильмом, имеющим отношение к искусству, можно ошибиться в 10‑15 раз.

— На чем строится прогноз?

— Есть бюджет, студия-производитель, известность бренда (сейчас большая часть доходов приходится на фильмы-франшизы), актеры, которые играют в фильме, тематическая близость нашему контексту. Понятно, что каким бы ни был бюджет, какие бы ни были актеры, если это фильм о проблемах американского бейсбола, то кто здесь будет это смотреть? Но точный прогноз все равно невозможен. Приведу пример с карантином в 2009 году.

В какой‑то момент люди вообще перестали ходить в кинотеатры. Помню «черную» среду, когда было продано 52 билета за целый день, и это в 12‑зальном кинотеатре. Работая в кинопрокате с 1998 года, я не помню другого такого дня, даже в однозальнике. Я всерьез задумывался, вернется ли до конца зимы зритель вообще. А на следующий день вышел фильм «2012», на который были аншлаги, начиная с дневных сеансов.

— Строительство кинотеатров помогает развивать рынок?

— Строительство кинотеатров возможно там, где существует вероятность возврата средств в ближайшей перспективе. Российский рынок в 12‑14 раз больше украинского потому, что там больше кинотеатров в регионах. Хотя и билеты там дороже на 40 %, и посещаемость выше. Недавно мы открыли кинотеатр в Херсоне — это пока единственный современный кинотеатр в этом городе. В Херсоне это выгодно. Но уже в Скадовске это не просто невыгодно — это невозможно.

Если в Украине гражданин ходит в кино в среднем один раз в год, а максимум — два раза в год, а в Скадовске живет 20 тыс. человек, то мы можем рассчитывать на 20‑50 тыс. билетов в год в этом городе. В состоянии ли кинотеатр приносить прибыль при таком годовом количестве билетов? Нет. Современный кинотеатр может выживать и иметь историю возврата в ближайшем будущем, когда продает хотя бы 200‑250 тыс. билетов в год.

Поэтому в подавляющем большинстве маленьких городов Украины экономическая возможность появления новых и полноценно оборудованных кинотеатров равна нулю. Инвестиции в один современный кинозал — это инвестиции в кресла, экран, процессор, цифровой проектор, ремонт помещений — затраты никак не меньше $ 400 тыс. Столько вложить в один экран в большинстве городов невозможно, поскольку их возврат — дело десятилетий.

Бизнес не придет в эти города. Разве что государство создаст условия, например, позволит льготную приватизацию. Тогда, возможно, региональный бизнес будет вкладывать деньги в кинотеатры, которые не будут приносить моментальную прибыль, но будут предметом их местной гордости.

 

292
04.01.2022
Детектор медиа,13 ноября 2018
331

Наталья Данькова

— Антон, почему вы уходите из «Мультиплекс-холдинга»? Останетесь ли вы в отрасли?

— Я не ухожу из «Мультиплекса» в какой-то другой кинотеатральный бизнес. Компания давно достигла того рубежа, развитие за которым может осуществляться и без моего участия. У «Мультиплекс-холдинга» сейчас 35 % рынка, но это рынок, условно говоря, аттракционов, а не кинематографа. Мои интересы никогда не пересекались с «кино аттракционов», это случайно так вышло, что я оказался в этой сфере, на сломе эпох большинство из нас делало тот выбор, который обеспечивал существование, а не развитие интересов.

 

04.01.2022
fraza.com, 29 июня 2014
302

 Антон Филатов

О том, на что необходимо обратить внимание новому руководству Госкино, в эксклюзивном интервью «фрАзе» рассказал один из самых влиятельных кинематографистов Украины Антон Пугач. В кинематографе он уже около 30 лет и с 2011 года является председателем наблюдательного совета компании «Мультиплекс Холдинг».

Кроме того, он рассказал о сегодняшнем состоянии и перспективах украинского рынка кинопроката, о роли украинского кино в наших кинотеатрах, а также о том, в каких именно фильмах нуждаются украинские зрители сегодня — в состоянии войны.

 

04.01.2022
"Телекритика", 17 июня 2014
305

Как это называется?

Стоит отметить, что предварительное обсуждение и сами «выборы» нового председателя Госкино изначально проходили без участия журналистов. В настоящее время СМИ подключились к дискуссии, но, учитывая специфику вопроса, маловероятно, что она успеет перетечь в дебаты в масштабах страны. Ведь вопрос о назначении главы Госкино, возможно, уже решится на ближайшем заседании Кабмина. По крайней мере, его вынесут на рассмотрение Кабмина, как было решено после голосования кинематографистов.

 

04.01.2022
Телекритика, 6 мая 2014
327

 Антон Пугач радить включити до переліку рекомендованих фільмів про війну «У тумані» Сергія Лозниці

Кінопродюсер Антон Пугач здивований, чому Український інститут національної пам'яті не включив до переліку рекомендованих фільмів про Другу світову війну стрічку громадянина України Сергія Лозниці «У тумані», яка отрималаприз ФІПРЕССІ на фестивалі в Каннах у 2012 році.

 

04.01.2022
Prostobiz.ua, 24 сентября 2013
303

Антон Пугач, председатель наблюдательного совета компании "Мультиплекс-Холдинг": "Бизнес – достаточно выхолащивающее событие в жизни любого человека"

Как повлияет открытие новых торгово-развлекательных центров, а также всеобщая диджитализация на кинопрокатный бизнес в Украине? Каковы его законы развития и когда будет достигнута точка насыщения? Об искусстве и аттракционах, а также личных вкусах в кино, Антон Пугач рассказал Prostobiz.ua во время бизнес-завтрака, организованного Startup Ukraine.

 

04.01.2022
Startupukraine, сентябрь 2013
295

 Что было на Бизнес-завтраке с Антоном Пугачем, совладельцем сети кинотеатров компании «Мультиплекс холдинг»?

Антон ставит превыше всего условность всякого рода позитиных дефиниций – рассказывать о том, как достичь успеха, не в его вкусе. Именно поэтому во время бизнес-завтрака Антон Пугач обращал внимание на то, чего делать не стоит.

 

04.01.2022
"Forbes", сентябрь 2013
299

 Антон Пугач — об украинских кинотеатрах и диктатуре посредственности в их репертуарах

Роль личностей в истории преувеличена

Я очень скептически отношусь к выпячиванию индивидуальной роли, моей или чьей бы то ни было, как в бизнесе, так и в истории вообще. Всякий успех или неуспех – это результат коллективного труда и стечения обстоятельств, не повторяющихся никогда и нигде.

 

04.01.2022
"Левый берег", 11 мая 2012
291

После того, как в 2008 году был введен обязательный украинский дубляж для фильмов, вы настаивали на том, что украинизация проката вредит кинорынку. Тем не менее, спустя несколько лет, с обязательным украинским дублированием, кинопрокатный рынок растет, вопреки пессимистичным прогнозам. Как вы прокомментируете такой рост?

 

04.01.2022
"Телекритика", 31 июля 2009
292

Генеральный директор сети кинотеатров «Мультиплекс» Антон Пугач считает, что заявления некоторых прокатчиков о подъеме украинского кинопрокатного рынка не соответствуют действительности. При этом дамокловым мечом кинопроката, по его мнению, следует считать не столько мировой финансовый кризис, пошатнувший финансовые показатели отнюдь не только отдельно взятых кинотеатров, сколько указ Министерства культуры об обязательном дублировании фильмов иностранного производства на украинский язык.

04.01.2022
"Газета 2000", 8 мая 2009
285

 «Спасая честь говорящих по-русски»

— Скажите, г-н Пугач, это правда, что переход на сплошное дублирование иностранных фильмов на украинский привело к небывалому, 70%-ному взлету посещаемости отечественных кинозалов? Просто сказочно! И что это за неведомые иностранные фирмы — Motion Pictures Association (Брюссель, Бельгия) и BORIS collection system (Москва, Россия), которые вычислили этот невероятно радостный процент?