Что Стеллинг есть, что это режиссер, я узнал поздним вечером 97-го года, когда увидел по телевизору его фильм "Летучий голландец". Более двух часов фильм неотрывно удерживал мое внимание.
В этом фильме, как и во многих других, у Стеллинга выразительны прежде всего лица. Собственно, эта привилегия кинематографа - давать портреты людей в действии - используется Стеллингом в полном объеме. Это содержание - у него едва ли не главное. Страсти, которыми живут люди, проступают у него через лица. Все остальное тоже работает, но лицо, лица - задают тон.
Позднее, когда я стал разузнавать о Стеллинге, то чаще всего вспоминали другой его фильм - "Стрелочник". Теперь я думаю, что все фильмы Стеллинга о "стрелочнике". Тогда, в 97-м, найти этот фильм на видеокассетах долго не удавалось. В 99-м Стеллинг приехал в Киев на фестиваль и мы взялись показать "Стрелочника" в Кинопалаце. Йос выступил перед зрителями, но когда погас свет, на экране появились кадры не его фильма, а французского. Это был тот единственный в жизни случай, когда монотонное тремоло французского языка убийственно меня раздражало. Оказалось, наш киномеханик перепутал коробки, склеив другой фильм. Поскольку монтаж фильма занимал около тридцати минут, то пришлось извиниться перед зрителями и сообщить им, что в этот раз им придется смотреть Озона.
- Если бы это было в Голландии, тебя бы убили, - сказал Стеллинг, ласково улыбаясь.
В 2009 г. Стеллинг посетил Украину в связи с открытием в Николаеве зала, названного в его честь.
- Сколько жителей в Николаеве? - спросил Стеллинг в дороге.
- Пятьсот двадцать тысяч, - ответил Алик.
- Представляешь, - обратился Йос к своей супруге, - это как два Утрехта. Мы едем почти в Роттердам.
Спустя какое-то время Йос попросил остановиться, чтобы поесть. Мы проехали минут двадцать, но по дороге не было ни одного ресторана. Стеллинг заметно нервничал. Наконец завиднелся довольно большой ресторан. Поскольку это было заведение Поплавского, я принялся отговаривать наших гостей. Мои уговоры не подействовали: все были голодны. Войдя в фойе и подойдя к барной стойке, мы тут же увидели бутылку водки с соответствующим портретом. Рассмотрев это произведение со всех сторон, Стеллинг несколько раз оглянулся по сторонам и спокойно произнес:
- Нет, пожалуй, даже чая...Поехали.
Мы молчали в дороге минут пять. Йос поглаживал свой живот, супруга поглаживала Йоса.
- Меня бы... в Голландии, даже если бы я ... мне бы только водкой потом и пришлось заниматься.
Примечательно, что наш минкульт так и остался должен продюсерам фильма "Душка" 200 тыс.долл., которые ранее были оформлены как обязательство украинской стороны. Это был фильм, который, несмотря на выдвижение от Голландии на «Оскар»... Наши соотечественники и деятели фестивального движения были там немного не в тех тонах поданы, чтобы кто-то решился поощрять такую сатиру (принятую за глумление) за государственный счет.
Водка, которая носит имя ректора института культуры, знаковое свидетельство дурмана самолюбования, в котором находится львиная доля коммуникативной элиты страны, особенно той ее части, которая находится на культурных фронтах. Западная традиция, которую для меня олицетворяет и Стеллинг, - нечто противоположное. И тем и значительнее его талант, что даже жалкий человек в его фильмах показан так, что становится интересен.
472