Заметки о кинематографистах и др.

"Дети солнца". Смоктуновский и Ступка: встреча на ступеньках гостиницы "Москва"

01.02.2022

На ступеньках гостиницы "Москва" (теперь "Украина") встретились в 1989г. Смоктуновский И.М. и Богдан Ступка (мы ехали с ИМ на съёмочную площадку фильма "Дамский портной", в котором я работал ассистентом по «актеру»). Заметив ИМ, Ступка тут же его окликнул, дружелюбно улыбаясь и широко разводя руки в приветственном жесте:

- Первый русский актёр?! Доброго дня! Здравствуйте в наших краях!

- А...А..да, да... первый, первый...

Иннокентий Михайлович любил называть себя в третьем лице именно таким образом - «первый русский актер». Это была именно та шутка, в которой была доля шутки. ИМ, в общем и целом, был патриотом, что меня, человека, чье взросление связано с восьмидесятыми, несколько озадачивало: атмосфера тех лет напрочь была лишена патриотизма, и даже более того - скепсис иногда перемежался с отвращением к «своему» (не только к советскому, но и к национальному, ведь нарочито национальное, в его генерализирующем охвате, было частью советского, и, должен сказать спустя годы, таковым для меня остается и сегодня). Когда я узнал, что ИМ принципиально использует автомобиль марки "Волга", имея, что было понятно, средства даже на "Мерседес", в один миг четко обозначались пределы моего обожания великого актера: первое, что неприглядно выглядит в советском и сегодня - это советские автомобили; "Волга" из них - самая рулевая, ибо почти всегда, если такая машина была не самой новой, то от нее разило бензином - как я потом узнал, конструкция была такой, что при длительной эксплуатации именно это слабое место сказывалось в ней в первую очередь. Мне кажется, что даже дизайн советских легковушек (то же самое можно сказать и многом другом, от одежды до упаковки еды) тесно связан с чем-то корневым, с каким-то надломом в советской системе, не способной на своем излете создавать в предметной среде нечто действительно красивое и таким образом поддерживать в массах миф о своей жизнеспособности. И выбор в пользу советской марки, который сделал большой актер, был для меня неожиданным: казалось бы, кому, как ни ему, было доступно не только различать лучшее, но и обладать им.

Ступка окликнул ИМ, когда мы находились на расстоянии нескольких десятков ступенек ниже от него, но ИМ не сразу двинулся в сторону украинского коллеги. Сперва он только снял свое клетчатое борсалино. Растянул широкую (кажется - шире не бывает) улыбку; это было конгруэнтно широте распахнутых рук Богдана Сильвестровича. ИМ поприветствовал Ступку жестом поднятой шляпы. Казалось, этим все и обойдется (мы опаздывали на площадку, ступеньки местами были скользкими и их было много). Но Ступка стал стремительно спускаться, и тогда ИМ не менее стремительно (демонстративо быстрее) засеменил ему навстречу. Спустя секунды оба актера завершили свое сдобренное всевозможными приветственными жестами приближение и обнялись.

- А...да...Вот...Снимаюсь вот, в Киеве, знаете, тоже...Роль, материал такой, видимо, будет интересно...

- Знаю-знаю, - отвечал Ступка, который как раз в эти же дни и месяцы репетировал Тевье-молочника, - материал этот, роль, всегда интересно, такое...

- А что же, надо все время..., надо все время доказывать, что ты первый, хотя тут же есть свой первый! - и он еще шире улыбнулся, жестами указывая на Ступку и гримасничая при этом в унисон сказанному. Ступка, мимикой и жестами, моментально этому подыграл: мол, разумеется, есть, и еще какой! Что ИМ, что Ступка - оба искрились актерскими приемами. Чрезмерно, сначала подумал я.

Они познакомились на съемках фильма "Дети солнца". Смоктуновский в этом фильме был не только исполнителем одной из главных ролей, но и автором сценария.

- И всем говорите, что и режиссером тоже.

Он не был скромным человеком, широко известны его слова, что в "Гамлете" удачны только эпизоды с его участием. Многие, даже именитые мастера, недолюбливали ИМ именно за его хвастовство (мне же оно не казалось предосудительным, поскольку в нем было столько игры и изящества, столько слитности с громадным обаянием и талантом ИМ, что сложно было не наслаждаться и этим - кокетливым напоминанием о своем выдающемся положении. Это была поза, но с подмигиванием: однажды он, не желая спускаться и подниматься по ступеням подземного перехода (у него действительно были какие-то проблемы с ногами), зашагал - по кратчайшей - к регулировщику; приблизившись вплотную, он - уже знакомым мне характерным жестом - снял шляпу и спросил, так же широко улыбаясь, может ли Деточкин перейти на ту сторону Крещатика, а то... Нет, без "а то..."  -  единственным аргументом было то, что он - Деточкин.

Прощаясь, кто спускаясь, а кто поднимаясь, Ступка и ИМ вполоборота все равно продолжали обмениваться шутливыми репликами -  и все о том же: что, мол, кто тут первый, а кто последний, смотрят-то сверху, а оттуда мы все - точки на поверхности Земли.

Взгляд мой уткнулся в ступени, по которым ИМ только что взбегал вверх как мальчишка (ему было 65), и я на минуту подумал, что "Деточкин" на Крещатке был симулянтом. Но только на минуту.   

В фильме "Дети солнца" ИМ играл русского учёного, интеллигента (фильм снят по пьесе Горького). Есть там эпизод (с 15:20, 1-я серия), когда герой ИМ обращается к мужику с просьбой, чтобы тот не бил свою жену:

- Это зверство, Егор, это Вам надо оставить. Вы человек, Вы разумное существо, Вы самое яркое, самое прекрасное явление на Земле.

Герой Ступки, под пиджаком которого просматривается вышиванка, в этом месте посмеивается, а затем произносит:

- Убедительно говорил, коллега. Я бы, знаете, этого Егора за чуб, да - палкой.

Так, в представлении Горького, рассуждает кто-то, кто ...в «вышиванке». И первый украинский актер это сыграл.

В другом эпизоде, когда под окнами героя ИМ дворник шумит метлой и явно мешает работать, в том числе пением, в его адрес звучит умилительно-модальное:

- Дворник, Вы бы ушли!

Такая манера, в представлении революционного все-таки Горького, отличала кого-то, кто был русским интеллигентом. И первый русский актер это сыграл.

Не знаю и не могу знать, какими именно были современники Горького в своем большинстве (это действительно важный вопрос, в контексте последующих ужасов ХХ века). Так или иначе, но такие люди действительно были. И даже какая-то их часть осталась в России после 17-го года, а какая-то, как ИМ, эту традицию унаследовала (вероятно, опосредованным, через искусство, образом это также удавалось), и потому в его исполнении этот характер и выглядит убедительным. Я также не сомневаюсь в том, что украинский писатель-реалист поставил бы на место человека, призывающего палкой выбивать благонравие, именно русского человека, и несомненно этому тоже были прототипы (да и сам Горький вполне таких людей видел и выводил на страницах своих книг), а в случае с украинским героем - соответственно. Но в определенный период времени он написал эту пьесу так, а не иначе (еще раз отмечу, что в его случае вполне могло бы быть и иначе). И в 80-е годы в Москве был снят фильм по пьесе, где акценты были расставлены так, а не иначе, и роль персонажа, которого хотели показать, по-видимому, как "типического" носителя образцовой манеры (в действительности, разумеется, такие люди были исключительно редкими типами, если судить в математически строгом ключе исторической социлогии, но именно на таких "типов", а не на белый, например, террор, стали чаще обращать внимание в советском кино в определенный период), сыграл "первый русский актер" - в своем роде тоже уникальный, редчайший артист, точно не типичный. Роль своего рода "типичного украинца" досталась "первому украинскому актеру" (условно, разумеется; как минимум, сами артисты себя таковыми, безусловно, считали). И в тот момент, когда на моих глазах происходила эта случайная встреча, я внезапно почувствовал, что эти два человека отыгрывают и обыгрывают друг для друга и этот свой статус тоже (возможно, это было даже своего рода продолжение чего-то, начало чему было положено еще во время работы над фильмом). Будучи единственным зрителем этого общения, я стоял несколько в стороне и ловил себя на мысли, что зрителей могло и не быть вовсе: весь характер разыгранных действий от этого нисколько бы не изменился. И будь эта встреча продолжительнее и конкретнее - содержание у нее было бы иным, с развитием. 

  Что ИМ, что Ступка - оба искрились актерскими приемами. Чрезмерно, сначала подумал я. Но потом я понял, что это я, в свои 20 лет, не очень понимал, сколь много эти два человека вобрали в себя от того, что принято называть «национальным», и сколь искренне они были рады увидеть друг друга, неустанно и только то и подчеркивая при этом, что они - представители равновеликих Олимпов. Сегодня мне кажется (или я это вчитываю, или - как минимум - дополняю свои неартикулированные вовремя интуиции), что было что-то странное в поведении этих двух актеров, в их манерной обходительности по отношению друг к другу. В 89-м еще не вовсю, но ощутимо набирали обороты центробежные силы. Сегодня понятно, что пропасть, явно расширявшуюся между этими двумя, скажем так, романтизированными горизонтами, уже не сократили бы ничьи объятья, но в своем отношении (движении), в этой трудно описуемой игре стремления друг к другу эти люди выглядели так, будто ничего этого нет и не предвидится.

ИМ спросил как-то, что это за арка, указывая на известный монумент воссоединения Украины и России.

- Такая огромная! Видимо, лжи за этим не меньше... Я был в [он назвал какую-то азиатскую страну, название которой я не запомнил], там стоит нечто похожее, хотя, как мне тут же рассказали местные кинематографисты, выдумка та еще.

Подчеркивая верность русской национальной традиции, ИМ  никогда не уставал отмечать...Да нет. Он бесконечно - почти до неприличия и утомления даже моих, готовых жадно впитывать любой его выдох и вдох, ушей и глаз, рассказывал, как его, сбежавшего из немецкого плена и находившегося уже в полумертвом состоянии, спасали украинские крестьяне.

Когда съемки закончились, он попросил найти место, где можно купить домотканый украинский ковер («такой, знаете, с цветными ромбиками»). На четвертом этаже универмага «Украина» мы купили очень большой закарпатский «коц» (накануне он, кажется, звонил домой, "в ставку", так он называл свою жену, и уточнял размеры одной из комнат, возможо, даже прихожей).

Слово "домотканый" он произносил особенно часто, практически во всех случаях, когда об этом ковре заходил разговор.

554
22.01.2022
Украина глазами Тодоровского, Балаяна, Виктюка, Лимонова и Коротича
505

Сегодня факт интервью с Лимоновым может показаться странным жестом (зачем у российского национал-большевика вообще что-то спрашивать об Украине?). Но это сегодня. Несмотря на то что взгляды этого "вечно молодого негодяя" хорошо известны были и тогда, интервью с ним было опубликовано (в переводе на украинский язык) в журнале "Киноколо" ("1+1"), а видео-фрагменты были показаны на главном телеэкране в штабе Ющенко. 

13.01.2022
Йос Стеллинг и Украина
356

   Что Стеллинг есть, что это режиссер, я узнал поздним вечером 97-го года, когда увидел по телевизору его фильм "Летучий голландец". Более двух часов фильм неотрывно удерживал мое внимание.

 

13.01.2022
Когда мат - высокое искусство коммуникации. Случай Отара Иоселиани
298

В домашнему кругу я не слышал в детстве ни одного матерного слова. Долгое время редко ругался и я. Это была своего рода гигиена. Мат был признаком чего-то, к чему не очень хотелось принадлежать, даже прикасаться.

13.01.2022
Ханс-Бодо Мюллер, или веселые украинские песни
382

Его звали Ханс-Бодо Мюллер, он возглавлял представительство 20th Century Fox, жил в Москве. Он был дважды женат, оба раза на украинках из Кировограда.

 

12.01.2022
«Смерть – це тільки початок» (оператор Паскуаліно де Сантіс)
327

Паскуаліно де Сантіс – оператор з ім'ям; брат класика італійського кіна Джузеппе де Сантіса. Поганий фільм "Перепочинок"/ La tregua гідно знятий ним, але тільки цього було б не досить, щоб присвячувати йому розповідь. Мій спогад не стілько про нього, скільки про обставини його смерті та останнього шляху. 

11.01.2022
Андреа Крісанті. Уроки Тарковського
330

Андреа Крісанті – вічно усміхнений; навіть гнів його швидко зісковзував на смішок. У його манірному услуговуванні прозирав – тут одразу і борідка, і легенькі кучері – дух двірцевого драматурга, чомусь не італійського, а іспанського.