1. "Русские, хоть и не всегда, но по большей части жили в мире с соседними народами", - вот как, откуда же взялась империя Российская? До Тихого океана и до Кушки? Разве на пустых пространствах она утверждалась? (Это Баткин, процитировав Лихачева, задает соответствующие вопросы).
2. Неужто в 1980г. станем умиляться знаменитому бесконечному русскому терпению? (...).
Забудем то, что лучшие русские люди так ясно понимали , начиная с Радищева, - именно на подвижническом , покорном и святом простонародном идеале простояла так долго - непоправимо долго - гнусная монархия? (...)Забудем ли давно известную исттину, что в немалой степени именно крепостничество и самодержавие - а не любимые нами широкие дали и плавные реки - полтыщи лет воспитывали "русское" и полтыщи лет "русское" служило подножием рабству, хамству и насилию?
3. И они не умещаются в понимание "русского" у Д.С. не потому, что автор не видит в истории российской и даже в русском характере дурного, - нет, конечно, видит, - а потому, что не желает признавать, в отличие от Радищева и Герцена, внутренней сращенности этого дурного с тем, чем ему хочется только восхищаться (и что действительно заслуживает восхищения).
4. И вот деревня, вчера только переселившаяся в город, не знакома с уважением ко всякой встречной личности, и в городской толпе , не цивилизованной, как в Западной Европе, столетиями развития городских свобод, личных начал, демократической борьбы и проч., - в русской толпе никто не застрахован от мгновенного и тяжкого оскорбления по пустячному поводу. (...) Это незнание личного достоинства - разве никак исторически не связано с древней формой приветливого речения "доченька"? (Ранее Баткин с иронией констатирует, что "сынок, "батя", "мамаша" - вот сразу и глубинно-русское).
5. Что не ложится в прекраснодушную схему, то и не истинно русское, в ту сторону нам всматриваться незачем. (...) Вот такой способ думать. Далее Баткин пишет, что этот путь уклонения от некритического и надысторического подхода к "русскому" - это дорога к национализму".
6. Звездой и капитаном "русскости" выступает у Лихачева Пушкин. Баткин: "Пушкину, чтобы прийти к "открытию русской природы" , понадобилось "из регулярного лицейского сада" перейти "в его парковую часть, а затем в русскую деревню", в "чисто русский ландшафт Михайловского и Тригорского", ухоженный псковичами "со времен княгини Ольги, а то и раньше, то есть за целую тысячу лет".
Далеко не случайно Д.С. выводит русскую природу Михайловского, русскую природу как факт культурного сознания Пушкина из времен княгини Ольги. (...) То есть из тех времен, когда никакой русской национальности, как известно, еще не было, ...или, на лучший случай, из русского средневековья, когда не было еще русской нации. (...) Это значит, что "русскость" тем отчетливей, чем дальше мы заглядываем в допетровские времена, и, следовательно, тем больше расплывается , чем ближе дело подходит к нашим временам.
7. (...) ныне люди самых разных направлений сходятся в жажде предлежащего, готового, неизменного, гарантирующего им истину извне, будь то Бог, или Национальное, или Нравственность. Далее, не в моде нынче "научность", "рационализм", вообще ум, а в моде "душа", "духовность", "доброта", точнее, всякая нравоучительность на эти темы (...). Русскость по Лихачеву, пишет Баткин, это для людей, желающих прислониться к "чему-то вечному и внепроблемному, к таким "непреходящим" ценностям, которые избавили бы от необходимости вырабатывать, что всегда рискованно и мучительно, собственные и новые ценности, (...)".
8. Русское есть особое отношение между русским и европейским, дает Баткин и позитивное определение в своей 20-ти страничной критике, но завершает ее так:
9. Акакий Акакиевич купил шинель, пусть и не импортную, а то и добыл в столичной командировке несколько батонов вареной колбасы по 2.90 да вермишели - "лишь бы не было войны"; "идеал всепрощения" помогает жить в хате с краю, да и с европеизмом интеллигенции дело обстоит не шибко отрадно...
10. В конце этих заметок Баткин призывает верить "в критический разум, эту единственную онтологическую привилегию человека".
В 1991г., публикуя эти заметки, Л.М.Баткин еще оставался оптимистом. Вот что он писал в предварительных пояснениях к републикации: "Проблема соотношения России и Европы, очевидно, останется, но со временем утратит болезненность. Мы неминуемо изменимся. Пройдут десятилетия, и о "русском" уже не придет в голову писать то, что писал Лихачёв, и мои возражения тоже станут излишними, обветшалыми.
Ведь не всегда же в этой стране все споры будут ходить по кругу, как тощая кляча вокруг водочерпалки".
424