Статьи на другие темы

Женский образ в западной культуре. От скульптуры Шартрского собора до «Марианны»: подспудный поиск эмансипации (на примере скульптуры из Львовского музея этнографии).

01.02.2022

Кеннет Кларк, британский искусствовед, рассказывая об изменении образа женщины в средневековом искусстве, демонстрирует это на примере скульптуры Св. Модестии. Женщина в скульптурном ряду Шартрского собора (1220г.) изображена с изящным наклоном головы, манерным жестом руки, книгой в руке и скромностью во взгляде.

Кларк считает, что на этой скульптуре едва ли не впервые в западном искусстве представлена изящная женщина. Всего за несколько лет до завершения Шартрского собора женщин изображали совсем иначе: в горельефах другого собора изображение спутниц викингов, направлявшихся в Исландию, напоминало, скорее, совсем древнее, если не первобытное, искусство, чем ту традицию, которая видна, например, в помпейском рельефе "Девушки, собирающей цветы", датируемой I в.н.э.

     

Вот это скульптурное воплощение чистоты, как выражается Кларк, тем более важно было показать в эпоху, когда зарождался культ куртуазности: святая женщина - изящна, ее жесты - это то, что потом назовут манерностью. Таким образом, мученица Св.Модестия изображена в ХIIIв. скромной, чистой, но вместе с тем и обворожительной дамой, и Кларк подчёркивает, что ее изысканность - осознаваемая ею самой манера, "она могла бы быть дантовской Беатриче".

Это сдвиг. Образ женщины в культуре стал меняться.

Но в том случае, когда женщина становилась символом Свободы и Родины, этот образ претерпевал в дальнейшем некоторые метаморфозы, в которых нельзя не заметить стремление наделить женщину не только изяществом, но и рядом сугубо, так сказать, мужских качеств (или той основательностью, которой отличались женщины, например, у викингов).

Во Львове в Музее этнографии есть интересный экземпляр: скульптура Patrie.

Слово patria имеет в латинском и французском языках устойчивый грамматический род - женский, хотя patria - это, как мне кажется, изменения праиндоевропейского слова pǝtēr - отец. Возможно, это связано с тем, что "Тара" - это имя индоевропейской богини земли,  Terra [Mater] у древних римлян - существительное женского рода.

На известной картине Делакруа "Свобода, ведущая народ" (1830) изображена вполне конкретная женщина - прачка Анна-Шарлотта. Она известна тем, что, узнав о смерти своего брата, вышла на баррикады и убила в боях девятерых королевских гвардейцев. Итогом этих сражений был конец режима Реставрации Бурбонов.

Анна-Шарлотта, символизирующая Свободу, изображена во фригийском колпаке - так ходили в Риме отпущенные на свободу рабы. Гражданин в цилиндре слева символизирует французскую буржуазию. Рядом с ним - человек в берете и с саблей в руке: так в 1830г. символически изображен представитель рабочего класса (а не интеллигент, художник или фотограф, как это могло бы быть на советской картине послевоенных лет). Под рукой у рабочего в двууголке - ученик Политехнической школы, который сегодня был бы на месте подростка справа (подросток также в берете, и это тоже вполне конкретный исторический персонаж - Д'Арколь, благодаря мужеству которого была взята парижская ратуша). В ногах у Анны-Шарлотты - голый труп ее брата (раздетый, надо полагать, мародерами, без которых, как намекает Делакруа, не обойдется ни одна битва за Свободу). Справа от него - труп гвардейца, с красивым лицом и выразительными атрибутами королевских войск: Революция беспощадна и непереборчива, одежды сорваны и смяты, уже не-красивы. Две самые важные для нас детали: босые ноги Анны-Шарлотты, символизирущие попрание социальных норм (библейский пророки тоже изображались босыми, как и боги, хотя первоначально босые - это те, у кого отняли обувь, чтобы они не смогли убежать, т.е. это могло быть признаком того, что перед нами просто бывший пленник).  У Анны-Шарлотты нагая и грудь - Свобода не носит корсета, то есть это не вельможная дама времен Делакруа. 

     

Французы узнавали в Анне-Шарлотте символ Республики - Марианну. В сентябре 1792 года Национальный конвент постановил, что новая печать государства будет представлять собой женщину с копьем в руке и фригийским колпаком поверх головы. Историк Морис Агульйон (1926-2014) посвятил происхождению и эволюции образа «Марианны» целый ряд детальных работ. С его точки зрения, в состязании символов победила женская аллегория, поскольку обозначала разрыв со старой монархией, возглавляемой королями-мужчинами. До Французской революции образ Франции (как королевства) воплощался в мужских фигурах, что видно в том числе по росписи потолков Версальского дворца. Образ «Марианны» никогда не был постоянным: он менялся, отвечая запросам власти, эпохи, различным сдвигам в ментальности французов. Даже, казалось бы, всегда поднятая правая рука может быть и опущенной (именно этот вариант мы видим на львовской скульптуре). Может показаться, что у нее под рукой пушка, но на самом деле  - это оконечность телескопа, версии ХVIIIв., и нет никакой случайности в том, что левая рука опирается на глобус, а не на какое-то оружие. При более детальном рассмотрении становится ясным, что в правой руке, по-видимому, был меч. Второй примечательной деталью является отсутствие фригийского колпака - символа вольноотпущенного раба.  Восставшим (рабом) движет не чувство мести за нанесенную обиду, а жажда справедливого будущего. Если на горельефе Рюда (на фасаде Триумфальной арки) фригийский колпак виден не очень отчетливо, то, рассмотрев эскиз к нему, сделанный в 1863г., сомнений не остается: этот элемент прорабатывался скульптором детально, поскольку нес в себе весомый объем символической нагрузки, важной для 1863г., но в последующее время утратившей актуальность.

Босые ноги «Марианны» - Анны-Шарлотты - Свободы остаются босыми и во львовской скульптуре, но одна тонкая деталь отличает эту скульптуру от других изображений: пальцы правой ноги цепляются за выступ поверхности, на которой стоит ступня, будто это не пальцы, а кошачьи лапы с когтями (символизируя звериную и вместе с тем изящную способность ухватиться за любой выступ, необходимость фиксировать себя дополнительным образом; сравните это с тем, как уверенно поставлена выдвинутая вперед ступня на скульптуре Вучетича).

При этом у «львовской» «Марианны» мужская фигура: за вычетом обнаженного бюста, физически - перед нами мужчина. Да и лицо - тоже мужское. Вот такая эволюция образа: если и меч, то с опорой на телескоп и глобус (универсальное знание), и без намека на вчерашнее порабощение и месть за него, но все еще с затоптанными головами жертв/врагов и муже-женским ликом. Праиндоевропейское pǝtēr  было словом мужского рода, однако  латинское terra, как и затем французское раtrie, имеет уже женский род. 

Женщина, ставшая символом Родины, обрела, не потеряв своих природных качеств, признаки цепкого вооруженного мужчины, при этом  - ученого-универсалиста. Это и было своего рода отражением итога французского поиска обобщающего образа Patrie

Этот симбиоз также можно считать признаком подспудного стремления к эмансипации, лишь одной своей частью перекликающегося с мифологическим образом скандинавской воительницы, который во времена сооружения Шартрского собора уже отходил на второй план (согласно скандинавской традиции «… были женщины, которые одевались так, чтобы выглядеть как мужчины, и каждую минуту посвящали упражнениям в воинских занятиях, они не хотели утратить силы своих доблестных мышц и предаться изнеживающей роскоши. <…> Особенно стремились к такому образу жизни те, кто обладал сильным характером или высоким и крепким телом», Саксон Грамматик, историк ХII в.). 

408
01.02.2022
Памятники и перспективы. Донецк, Львов, Черновцы.
488

 Последние строки надписи, сделанной на памятнике - «Постарайтесь представить его в перспективе», - натолкнули меня на мысль о том, что всякий памятник  - это, в общем, и есть забота о перспективе - о характере перспективы того пространства, где он установлен.

01.02.2022
Евромайдан и Эдвард Саид. Камни протеста
569

В августе 2021 г. не менее 20 ракет были выпущены по Израилю  с территории Южного Ливана. В январе 2014 г. на Евромайдане появились первые жертвы.

01.02.2022
Русское. Вопросы Л.М. Баткина, обращенные к Д.С. Лихачеву в 1980г. (выдержки).
320

"Что не ложится в прекраснодушную схему, то и не истинно русское..."

01.02.2022
Чей Крым? Грезы Гитлера, или несостоявшееся переселение южнотирольских немцев
460

Готы - восточногерманское племя, впервые упоминаемое еще у Плиния Старшего (3-79г.н.э.) в I-м веке нашей эры. Историки пишут, что готы вторглись в Крым в III в. н.э. 

01.02.2022
Янукович-чудотворец, или о главном "школьнике" украинской диаспоры
289

«Через два года в Украине начнется экономическое чудо» (4 февраля 2015г., экономист Богдан Гаврилишин)

01.02.2022
Вяч. Вс. Иванов: Путин - бандит, без "по-видимому"
373

Если следовать Анне Вежбицкой ( автора книги "Понимание культур через посредство ключевых слов") то главным словом Вяч.Вс.Иванова, лингвиста и антрополога,  окажется  наречие "по-видимому". 

29.01.2022
Превратности постромантического метода Я. Грицака
307

"Євромайдан не міг би перемогти без націоналістів – але націоналісти не змогли перемогти в Україні після Майдану. Їхня програма занадто дрібна для такої великої країни, як Україна. Вони говорять про мову й історію, а не про економічні реформи". Такое написал  в своем блоге (на «Обозревателе»)  Я. Грицак.  

24.01.2022
Населення Львова в 1941 році: "правда" про відплив пришельців
305

23-го июля сего года на сайте "Украинская правда" опубликована заметка Антона Дробовича, главы института Национальной памяти (УИНП), в которой автор указал на "Історичні та фактичні помилки" режиссера Сергея Лозницы, которые последний допустил в своем интервью  в связи с выходом фильма "Бабий Яр. Контекст".  

 

24.01.2022
«Ой, как смертная казнь-то нужна!»
526

Детектор медиа, 27 января 2020. Минкульт обнародовал данные «до проекту Закону України "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо забезпечення національної інформаційної безпеки та права на доступ до достовірної інформації».