1. При Карле Великом монахи церкви занялись переписыванием античных текстов, и это благодаря им мы знаем античное наследие, поскольку латинских подлинников дошло до наших дней несоразмерно меньше, чем копий, сделанных интеллектуальными лидерами Каролингского возрождения.
2. В эту же эпоху был создан каролингский минускул - тип письма, которым мы пользуемся и поныне, с наличием строчных букв, пробелов между словами и знаков пунктуации. Ключевая роль в этом процессе принадлежит аббату Фредегизу.
3. Монахи были первыми в средневековой Европе, кто начал осушать болота, превращая их в плодородные пашни, разрабатывать методы ирригации, улучшения пород скота.
4. Монахи довели до совершенства процесс подготовки и обучения в таких сферах как солеварение, добыча меди, железа, квасцов, гипса, металлургия, мраморные разработки, изготовление ножей, стеклодувное производство, кузнечное дело. Совсем недавно в Северном Йоркшире обнаружили остатки машин ХVIв., уровень которых соответствовал уровню промышленной революции ХVIII в.
5. Не только спасение текстов, но и вообще отношение к письменности - это то, чем мы обязаны монахам и кафедральным школам, созданным при Карле Великом. Таким образом, после распада Римской империи в последующее время в Европе была налажена преемственность, чего не было, например, после крушения в ХII в. до н.э. крито-микенской цивилизации, когда письменность была попросту утрачена и, как известно, один из типов который не поддаётся расшифровке и до сих пор.
6.Первые университеты начали формироваться в ХII в., и церкви (папству) в этом процессе принадлежит ведущая роль. К началу Реформации 33 университета из 84-х вообще были созданы папскими буллами. (Книги, по которым учились - это в том числе переписанные монахами старинные рукописи, которые университеты брали у них напрокат; к слову, на "издание" одной рукописной книги уходило не менее 6 месяцев труда).
7. В Средние века установилась приверженность логике, когда рассуждение базируется на формулировке вопроса, изложении аргументов "за" и "против", а затем мнения автора и ответов на возможные возражения. Схоласты уважали не только и не столько авторитет, сколько соположение противоположных позиций. Крупнейшим схоластом был св.Фома Аквинский. Атмосфера свободной дискуссии сложилась именно в это время, хотя церковь и нападала на отдельных авторов, как, например, на Абеляра, в целом общая культура логического мышления была заложена именно церковными теологами-схоластами. Д.Линдберг в книге "Рождение науки на Западе" отмечает, что без этой традиции представить себе последующее развитие естественных наук на Западе немыслимо.
8. Экономист Ротбард считает, что австрийская школа лишь довела до логического завершения прозрения поздних схоластов.
9. Важным переходом от античной физики к физике современной стало введение понятия инерции. Сегодня исследователи признают, что до Ньютона толчок этому дали работы католика Жана Буридана.
10. Огромен и общепризнан вклад в науку Роджера Бекона, св.Альберта, реже встречается признание принципиального вклада о. Николауса Стено (1638-1686) - создателя большинства принципов современной геологии.
11. Идея рациональной и упорядоченной Вселенной - это то, что чуждо многим цивилизациям, религиям и культурам. Как отмечает исследователь науки Стенли Яки, в арабской, вавилонской, китайской, египетской, древнегреческой, индийской и культуре майя не верили в существование трансцендентного Творца, даровавшего своему Творению внутренне согласованные физические законы. Во многих традициях считалось, что у вещей есть собственная воля и разум, и эта идея не давала даже возможности помыслить о том, что вещи могут вести себя регулярным и фиксированным образом.
12. Историк права Гарольд Берман писал: «Именно церковь объяснила людям Запада, что такое современная правовая система. Церковь была первой, кто учил, что с помощью анализа и синтеза можно примирить противоречащие друг другу статуты, обычаи и конкретные судебные дела».
13. В изданной в 1670 г. книге св. Франческо Лана-Терци Prodromo alia Arte Maestra впервые была описана геометрия и физика летательного аппарата.
14. Еще в патристическую эпоху христианские мыслители, часто косвенным образом, начали процесс деанимации природы, т.е. отказ от одушевления природных предметов... появились люди, которые явным образом представляли себе Вселенную как некий механизм, доступный в силу этого для человеческого понимания.
15. Историк Джонатан Райт, занимавшийся историей иезуитов, отмечает: «Они внесли свой вклад в изобретение часов с маятником, пантографа, барометра, рефракционного телескопа и микроскопа, успешно занимались оптикой, магнетизмом и электричеством. Они открыли полосы Юпитера, туманность Андромеды и кольца Сатурна. Независимо от Гарвея они создали теорию кровообращения. Они теоретически обосновали возможность полета, объяснили влияние Луны на приливы и выдвинули теорию волновой природы света. Звездная карта южного полушария, символическая логика, дамбы на реках По и Адидже, введение знаков плюса и минуса в итальянскую математику - вот неполный список достижений иезуитов».
16. Своими открытиями о. Бошкович предсказал... «некоторые физические феномены, которые наблюдались впоследствии, в частности пронимаемость материи для быстрых частиц и существование состояний материи, характеризуемых сверхвысокой плотностью».
17. В ХVII и ХVIII вв. в кафедральных соборах Болоньи, Флоренции, Парижа и Рима были устроены солнечные обсерватории. Они обладали самым точным на то время оборудованием для изучения Солнца.
18. Первый фундаментальный трактат о международном праве принадлежит перу о. Франсиско де Витория.
19. Вероятно, создание заведений, где постоянно работают врачи, ставя диагнозы и назначая лечение, а также обеспечивается сестринский уход, - это все же изобретение Католической церкви.
20. Католическая церковь сыграла ключевую роль в запрете гладиаторских боев и дуэлей.
560