Статьи на другие темы

Памятники и перспективы. Донецк, Львов, Черновцы.

01.02.2022

 

В центре Донецка в 2010 году установили скульптуру «In Perspective», сделанную итальянцем Лоренцо Квина. Под скульптурой значится надпись:

«Мы живем в очень хрупком мире,

Будущее которого в наших руках.

Каждый может сделать этот мир лучше.

Постарайтесь представить его в перспективе».

Дополнительная надпись гласит:

«Подарок городу к своему десятилетию, от компании "Систем кэпитал менеджмент"».

Первое, что приходит в голову, когда ты ознакамливаешься с этой надписью, что, возможно, ты не все знаешь, что имел место какой-то контекст событий и обстоятельств, которые позволили такой надписи появиться. Позднее, когда некоторое смятение развеивается, и ты понимаешь, что уточнять нечего, что действительно в связи со своим, а не города, юбилеем самая крупная компания страны действительно сделала городу подарок, возникает вопрос не о том, что это вообще такое - с этим все понятно и без этого памятника, - а о том, какова перспектива не у человечества как совокупности особей, а у этого извращения ценностей и их беззастенчивой манифестации.

Последние строки надписи, сделанной на памятнике - «Постарайтесь представить его в перспективе» - натолкнули меня на мысль о том, что всякий памятник  - это, в общем, и есть забота о перспективе - о характере перспективы того пространства, где он установлен. Именно в таком разрезе я и увидел тогда эту скульптуру. Следует отметить, что никакое ДНР я не воспринимал тогда всеpьез (хотя об этой организации пресса писала задолго до печальных событий, и даже фото с символикой размещала, что вот, мол, как "чудят" донецкие, всерьез занимаются такой ерундой, так радикально моя фантазия не распускалась - я мыслил сдержаннее, и то, что такая перспектива возможна, я скорее не допускал, а лишь припугивал тех, кто на другом конце страны спал и видел, что страна, было бы неплохо, как-нибудь избавится от этой, как тогда говорили-поговаривали мудреные писатели и публицисты, "раковой опухоли" - внутри себя я считал это преувеличением, хотя выдавал за "проницательность". 

Чуть позже, гуляя по Львову, я наткнулся на уличную скульптуру Захер-Мазоха. Она, как известно, сделана таким образом, что если просунуть руку в брючной карман, то неизбежно наткнешься пальцами на причинное место австрийского писателя. Как раз в тот момент, когда моя ладонь скользнула по заданному золотящимися потертостями направлению, я и подумал об этой связи: памятник и перспектива. 

Через несколько дней, уже в Ивано-Франковске, я увидел памятник австрийскому императору Францу Иосифу, установленный у входа в гостиницу "Франц". На этой скульптурной композции долговязая рука Габсбурга опирается на стул, чей силуэт человеку моего поколения прежде всего напоминает о гарнитуре мадам Петуховой, то есть о чем-то вполне веселом. Как для гостиницы - неплохая ассоциация. Как для перспективы, если увести взгляд выше стула, - не очень, ведь не кто иной, как Габсбург объявил в свое время Первую мировую. Впрочем, еще больше войн связано с Наполеоном, а коньяки, названные в его честь, люди пьют и не кашляют. Мысль моя не нашла тогда какого-либо отчетливого логического завершения, и я, было, подумал, что эта связь - памятника и перспективы - натяжка моего, впавшего в праздные фантазии, ума.

Спустя какое-то время я увидел еще один памятник этому же австрийскому императору, тоже в Украине. Его в 2009 году установили в одном из парков Черновцов (надпись указывает, что памятник возведен при содействии Яценюка, и, на удивление, не в связи с его, премьер-министра, юбилеем).

Два памятника императору другой страны - это было слишком (большой вопрос, сколько их в самой Австрии на данный момент -  возможно, всего один). Я заинтересовался как этой личностью, так и вообще Австро-Венгрией. На этом пути хорошие книги Оскара Яси ("Распад Габсубргской монархии"), Йозефа Рота (роман "Марш Радецкого") и Уильяма Джонстона ("Австрийский Ренессанс") были не единственными, но лучшими. Еще у Эрика Канделя ("Век самопознания") есть главы, которые дают не меньше, чем целая книга. Но главное, что пришло в мое сознание после прочтения этих книг,  было в другом: ответ на вопрос, заслуживает ли Франц Иосиф двух памятников на Галичине, перестал меня интересовать: не в этом дело. 

Дело в перспективе. Она не столько связана с качеством - или сюжетом - скульптурной композиции, сколько с теми, кто эти памятники установил. И как это обозначил.

Когда на пальцах черновицкого Франца Иосифа появился «маникюр» (какие-то вандалы выкрасили его ногти лаком голубого цвета), я подумал, что ...вот эти пальцы, их окончания, ногти...И тут же вспомнил донецкую скульптуру. Я попытался это связать, но надуманная игра моего воображения быстро привела меня в тупик, и я снова перестал об этом думать. Случилось так, что спустя какое-то время этот памятник, от головы до ног, облили краской. Раз от головы до ног (а не только пальцы), так и цвет соответствующий - красный. Мотивы и связи, ранее сплетавшиеся в моем сознании в узлы утонченных метафор, задубели: вторжение красного всегда такое. Я вот купил как-то "Размышления в красном цвете" Славоя Жижека, но все не решаюсь прочесть: вторая часть названия  - "коммунистический взгляд на кризис и сопутстствующие предметы" - дает мне, много лет занимавшемуся просчетами адекватных соотношений профильных и сопутствующих помещений многозальных кинотеатров, довольно серьезные основания для того, чтобы не только не открывать эту книгу, но и в следующий раз перед покупкой удовлетвориться одним акцентом на том, что размышления будут в красном цвете.

О донецкой скульптуре я снова вспомнил, когда  смотрел 9-ю серию «Декалога» Кеслёвского. Там, на 14-й минуте, героиня фильма, мама которой мечтает, чтобы ее дочь посвятила себя пению в опере, говорит, как бы отвечая своей матери:

- Мама думает, что мне надо всё, а мне надо...

И делает пальцами точно такой жест, какой был изображен на скульптуре In Perspective.

Остается добавить, что новые "контролеры перспективы" донецкую скульптуру, разумеется, демонтировали. На ее месте сегодня цветочный газон, высаженный в тонах и пропорциях флага ДНР. 

Рассматривая фото, я обратил внимание, что на газоне, как и на флаге ДНР, есть голубые цветы, которые тут же напомнили мне "маникюр" Франца Иосифа.  Странные ассоциации снова заставили меня искать ответы в литературе. Тревожный гул надуманных сопоставлений позволила оттеснить на периферию сознания книга Мишеля Пастуро "Цвета нашей памяти". У этого же автора есть книга о красном. Как и о других цветах. Это бесконечно далеко от той политико-философской претенциозности, которой занимается Жижек. Поэтому это стоит читать. 

Чуть позже, гуляя по Львову, я снова наткнулся на уличную скульптуру Захер-Мазоха, и подумал, что пора перестать читать и праздно рассматривать памятники. Лучше написать уже что-то. Хотя бы вот об этом.

 

489
01.02.2022
Евромайдан и Эдвард Саид. Камни протеста
570

В августе 2021 г. не менее 20 ракет были выпущены по Израилю  с территории Южного Ливана. В январе 2014 г. на Евромайдане появились первые жертвы.

01.02.2022
Русское. Вопросы Л.М. Баткина, обращенные к Д.С. Лихачеву в 1980г. (выдержки).
323

"Что не ложится в прекраснодушную схему, то и не истинно русское..."

01.02.2022
Женский образ в западной культуре. От скульптуры Шартрского собора до «Марианны»: подспудный поиск эмансипации (на примере скульптуры из Львовского музея этнографии).
410

Женщина в скульптурном ряду Шартрского собора (1220г.) изображена с изящным наклоном головы, манерным жестом руки, книгой в руке и скромностью во взгляде. Кларк считает, что на этой скульптуре едва ли не впервые в западном искусстве представлена изящная женщина.

01.02.2022
Чей Крым? Грезы Гитлера, или несостоявшееся переселение южнотирольских немцев
462

Готы - восточногерманское племя, впервые упоминаемое еще у Плиния Старшего (3-79г.н.э.) в I-м веке нашей эры. Историки пишут, что готы вторглись в Крым в III в. н.э. 

01.02.2022
Янукович-чудотворец, или о главном "школьнике" украинской диаспоры
290

«Через два года в Украине начнется экономическое чудо» (4 февраля 2015г., экономист Богдан Гаврилишин)

01.02.2022
Вяч. Вс. Иванов: Путин - бандит, без "по-видимому"
374

Если следовать Анне Вежбицкой ( автора книги "Понимание культур через посредство ключевых слов") то главным словом Вяч.Вс.Иванова, лингвиста и антрополога,  окажется  наречие "по-видимому". 

29.01.2022
Превратности постромантического метода Я. Грицака
308

"Євромайдан не міг би перемогти без націоналістів – але націоналісти не змогли перемогти в Україні після Майдану. Їхня програма занадто дрібна для такої великої країни, як Україна. Вони говорять про мову й історію, а не про економічні реформи". Такое написал  в своем блоге (на «Обозревателе»)  Я. Грицак.  

24.01.2022
Населення Львова в 1941 році: "правда" про відплив пришельців
306

23-го июля сего года на сайте "Украинская правда" опубликована заметка Антона Дробовича, главы института Национальной памяти (УИНП), в которой автор указал на "Історичні та фактичні помилки" режиссера Сергея Лозницы, которые последний допустил в своем интервью  в связи с выходом фильма "Бабий Яр. Контекст".  

 

24.01.2022
«Ой, как смертная казнь-то нужна!»
526

Детектор медиа, 27 января 2020. Минкульт обнародовал данные «до проекту Закону України "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо забезпечення національної інформаційної безпеки та права на доступ до достовірної інформації».