Ноэль Кэррол пишет о фильме Херцога что «...тема фильма не вызывает сомнений: язык - это смерть. Тот человек, который знакомит Каспара Хаузера с языком, забирает у него жизнь. Освоение Каспаром языка и сопутствующая его интеграция в общество увязывается с душевным оскудением. Приобретение им дара речи представлено как падение».
«Язык есть Бог», так названа книга Янгфельдта о Бродском, который видел в развитии языка антропологическую цель, прямо указывая на это во вступлении к книге Э. Хекта.
В книге эволюционного биолога У.Т.Фитча «Эволюция языка» автор обращает внимание на то, что «многие виды птиц и млекопитающих строят секвенции звуков в соответствии с некоторыми правилами, играющими важную роль в их коммуникации». В главе «Фонологический синтаксис и "песни" животных» читаем такое: «Наиболее простое правило, наблюдаемое в вокализации многих видов птиц, - это относительное постоянство числа повторений одинаковых звуков. ... Многоголосый пересмешник, например, повторяет однотипные звуки в среднем 3-4 раза, что и является средней длиной фразы в песне этого вида. ...Сведений об организации "песен" китов гораздо меньше. Имеющиеся данные свидетельствуют о наличии здесь подобной иерархической структуры - именно таким образом организовано "пение" горбатого кита.
Интересное явление в организации пения горбатого кита состоит в сходстве некоторых правил, используемых этим видом, с поэтическим творчеством человека. Речь о рифмах (соответствии между заключительными звуками последовательных фраз) и аллитерациях (совпадении начальных звуков)».
В «Тетрадях» Поля Валери есть такой фрагмент: «Если бы птица знала определенно, о чем она поет, зачем поет и что - в ней - поет, она бы не пела. Она утверждает в пространстве точку своего тела, она бессознательно возвещает о том, что следует своему назначению». Возможно, сегодня Поль Валери, если бы он ознакомился с современными трудами эволюционных биологов, написал бы об этом как-то иначе, поскольку для него литература не была ценностью конечной цели, а лишь «средством развития выразительных и комбинационных способностей» человека.
Валери с большим почтением относился к науке, читал лекции о Бергсоне, общался с Ланжевеном, Луи де Бройлем, Эйнштейном. Последнему он как-то задал вопрос, какова вероятность существования единства в природе. Эйнштейн ответил:
- Это акт веры.
Николас Хамфри (нейропсихолог) считает, что 30 тыс. лет назад у людей «могло не быть языка, каким мы его знаем. Он мог появиться позднее и привести к утрате тех фантастических художественных способностей, которые демонстрировали авторы наскальной живописи (...) Возможно, утрата натуралистической живописи была ценой, которую пришлось заплатить за появление поэзии. У людей могла быть пещера Шове или эпос о Гильгамеше, но не могло быть того и другого вместе. Эрик Кандель (нейробиолог) в своей книге "Век самопознания. Поиски бессознательного в искусстве и науке с начала ХХ века до наших дней «не считает эту мысль убедительной, при этом отмечает, что, например, осязательная чувствительность слепых выше, чем у зрячих - что есть результат более обширного представления осязательных ощущений в мозге».
460