Рецензии и статьи о кино

Голос как выразительное средство. Часть 2. Крик. Правота неприличия.

19.01.2022

Когда в Берлине в 1893г. первый раз была выставлена картина Мунка "Крик", ее сочли неким вызовом правилам приличия. «Если целью господина Мунка было посильнее оскорбить публику, то, поздравляем, ему это вполне удалось», - так писали об этой картине рецензенты.

     В известном смысле Мунк позволил себе «крикнуть» в живописи. Но, как и в жизни, это не совсем приветствуется. Традиция, которая сложилась в обществе, такова, что «хочется крикнуть, но не позволяет воспитание» (Ахматова).

 

Картина Эдварда Мунка "Крик". 1893.

 

Ахматова, описывая борьбу с «демоном» безумия (в годы коммунистического террора), выбрала в «Реквиеме» такие для этого слова: «...уже безумие крылом / души накрыло половину».

У живописи, в отличие от поэзии, выразительные средства менее условны. Краски и линии вполне способны показать поверхность вещей самым непосредственным образом. Но у Мунка, как у хорошего живописца, взгляд на поверхность только потому интересен, что намекает нам на то, что есть  внутри («под крылом»). Пшибышевский, активный пропагандист и толкователь Мунка, писал о нем в следующих определениях: «Мунк - первый художник, который взял на себя задачу описать мельчайшие, неуловимые движения в сфере, неподконтрольной разуму: его картины - это непосредственно запечатленные на холсте оттиски души». И еще одно место: «Все темное и неясное, для чего в языке еще не найдено слов, что существует исключительно в виде бессознательных влечений, обрело у него цвет, тем самым выйдя на всеобщее обозрение».

Это стоит сравнить с рассуждениями Делёза. Рассуждая о том, почему живописец Ф. Бэкон видит в крике (как поведенческом акте человека) один из величайших предметов живописи, французский философ писал: «Речь вовсе не о том, чтобы придать цвет исключительно интенсивному звуку. Музыка, кстати, стоит перед той же задачей - конечно, не придать крику гармонию, но соотнести звуковой крик с вызывающими его силами. Таким же образом живопись соотносит с силами видимый крик, кричащий рот. (...) Кричат всегда в плену невидимых и неощутимых сил, расстраивающих любой спектакль и превосходящих даже пределы боли и ощущения".

Картина Фрэнсиса Бэкона "Штудия согласно "Портрету Папы Иннокентия Х" Веласкеса", 1953.

 

  Крик у Бэкона - это крик слегка отстраненного человека, Иннокентий будто отгорожен от нас неким занавесом, и единственным элементом, где просматривается запечатленная динамика - является, собственно, сам крик.  

   Всмотримся в картину Мунка - безусловно, более симфоничное полотно, если сравнивать его с картиной Ф.Бэкона. Фигура человека искажена до карикатурности. Ладони рук прислоняются к скулам, сливаясь с нижней границей ушей до такой степени, что современные Мунку критики, намекая на полную утрату сходства «героя» картины с человеком, прозвали эти уши собачьими. Кричащий рот анатомически неправдоподобен, глаза и нос скорее напоминают мумию. Но главное свойство этого обезличивающего искривления - его сотнесенность с искривленным в картине пространством: кровавое небо, синяя река, серые части суши (видимо, берег реки и полуостров) - все это подвержено воздействию тех же сил: поверхности пространства искривлены таким же точно образом, как и человек. Фоновый пейзаж является порождающим явлением. Пейзаж в картине вызывает ассоциацию со стихией, поток которой поддался густым вихрям скручивающих ее сил. Человек, изображенный на картине «Крик», не пытается убежать от почти затягивающей его стихии, а делает то последнее, что обыкновенно есть у человека, находящегося в состоянии отчаяния - кричит.   

     Говорят, что Ахмадулина, уже после краха СССР, вспоминала, что в 70-80-е было много разговоров о том, кто  же все-таки первый поэт эпохи: Евтушенко, Вознесенский, Окуджава, Бродский?... Но спустя какое-то время она сказала: «Высоцкий»".  

     Высоцкий наиболее выразительно решил ту задачу, которую обозначил выше цитированный Делёз: «не придать крику гармонию, но соотнести звуковой крик с вызывающими его силами». Так оно и было в случае с Высоцким: силы эпохи, прорываясь в художественный образ, разрушают спектакль. Это движение - стремление двигаться «поверх барьеров», как сказал бы другой поэт. Высоцкий не столько пел, сколько выговаривал в крике лучшие свои песни. Даже когда он делал это спокойным голосом, в этом его исполнении всегда оставалось неотъемлемое и главное качество: это было исполнение голосом, который ранее был надорван криком.

    Если Ахматова скажет, что «безумие крылом души накрыло половину», то у Высоцкого так: «ужас режет наши души на-по-по-лам». Разные глаголы, разные поэтики. Одна - до крика, другая - в нем, с ним.

    Крик - это или что-то последнее, или - накануне такого. Кульминационным моментом картины Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» является крик героини.

    

    У крика есть своя исчерпывающая и завершающая, как финальный аккорд, правота. Самодостаточная правота неприличия. Кричащий голос Высоцкого также неприличен, немузыкален, как и вообще всякий крик, «расстраивающий спектакль».

   Неприлична смерть, и именно к ней крик и ближе всего (в смысле качества своей способности не считаться ни с чем, расстроить все).

 

470
01.02.2022
Голос как выразительное средство (в кино). Часть 1.
760

Жак Деррида удивил меня емким и редкостным высказыванием о кино:

"Голос, звучащий в кино, ничего не прибавляет к нему. Он и есть кино; его природа едина с природой движения, записанного на пленку. Пресловутая идея «чистого кино», т. е. идея отделения образов от речи, кажется мне ошибочной(...)"

22.01.2022
«Каждый за себя, а Бог против всех» («The enigma of Caspar Hauser», реж. В. Херцог). Что такое язык: смерть, инструмент или антропологическая цель?
342

Ноэль Кэррол пишет о фильме Херцога что "...тема фильма не вызывает сомнений: язык - это смерть. Тот человек, который знакомит Каспара Хаузера с языком, забирает у него жизнь..."

22.01.2022
"Племя" (реж. М. Слабошпицкий)
328

Стрічки українських режисерів Мирослава Слабошпицького та Сергія Лозниці є зразками високого кіно. Про це в ефірі Еспресо.TV заявив голова наглядової ради мережі кінотеатрів "Мультиплекс" Антон Пугач.

22.01.2022
О прологе к фильму В. Абдрашитова «Слуга»
364

Не столько о фильме, сколько о прологе к фильму, или о том, кому достался хор Андрея Гудионова. 

22.01.2022
"Ирландец" (реж. М.Скорсезе)
328

В этом контексте нельзя не вспомнить, что сознание криминалитета часто несет на себе следы вытеснения человека из сферы специалистов (или - невозможности в нее попасть; человек стал криминальным, поскольку в его жизни завершился процесс десоциализации: на определенном этапе он осознал, что ничего не умеет, и потому и не может найти себе применения). И тогда человек парадоксальным образом «становится» специалистом во всех областях...

22.01.2022
"Майдан" (реж.С. Лозница)
328

Собственно, самым характерным кадром, или эпизодом, фильма является первый, прологовый. Он как бы подает ноту, на которую необходимо настроить зрительское восприятие. Лица людей, стоящих на площади. Много лиц. Казалось бы, мы это могли и сами увидеть, бывая на Майдане, но это не совсем так.

22.01.2022
"Мать и сын" (реж. А. Сокуров)
320

Двуликая стихия природы явлена в пейзаже двумя гранями: страшной и уютной тайны. Об этом же говорят горы на картинах Каспара Давида Фридриха.

19.01.2022
«Чудеса» (реж. А. Рорвахер, Италия, 2014)
301

Два мира - патриархальная грубость и гламур - даны в этом фильме обескураживающе просто. И - в некоторой причинной связи одного с другим. Можно сказать, что это фильм об этиологии гламура.

19.01.2022
«В тумане» (реж.С. Лозница)
296

Телекритика, 6 мая 2014.

 Антон Пугач радить включити до переліку рекомендованих фільмів про війну «У тумані» Сергія Лозниці

19.01.2022
Нарочитая кибернетика кукольного абсурда (о фильме С. Лозницы «Донбасс»).
294

...абсурд вываливается из эпизодов, где солирует документальность, а документальность вываливается из изогнутой рамы абсурда.