Рецензии и статьи о кино

О прологе к фильму В. Абдрашитова «Слуга»

22.01.2022

Фильм «Слуга» снят в 1988г., т.е. 30 лет назад. В журнале "Искусство кино" рецензия на этот фильм была размещена в 7-м номере за 1989г. (автор - Инна Соловьева, название - «Прямой луч»). Рецензия обстоятельная, на восемь страниц. Что верно, а что нет в этом критическом разборе - говорить об этом тридцать лет спустя, вообще говоря, неуместно. Но я все-таки это сделаю. Некоторые высказывания критика заслуживают того, чтобы их повторить. Цитирую: «Фильм без союзников на соседнем экране». И еще: «Вкус к верности - составная часть их таланта (Абдрашитова и Миндадзе), как и серьезность, как и законченность, как и воля к ясности»". Я с этим совершенно согласен, но вот дальше, когда, уходя от общих определений, критик начинает анализировать уже сам фильм, происходит невероятное: И. Соловьева пишет обратно противоположные значению и качеству фильма вещи: «Мастера, о которых идет речь, менее всего пророки и сновидцы». А далее так: «Я не убеждена, что в этих картинах, как писали о них, авторы пользуются "метафорической иносказательностью". Сказать прямее, я убеждена, что оно совсем не так». Вот именно потому, что фильм действительно пророчески-сновидческий, метафорически-иносказательный, а его главная тема - будущее России (и почти всех республик СССР), которое  развернулось и продвинулось именно по тому фарватеру, который авторами фильма образно обозначен (угадан), я и решился написать этот материал.

В общем и целом, но в свое время фильм был понят в вульгарно-социологическом ключе. Впрочем, рисунок, который мы видим на одном из плакатов к фильму, все же намекает на то, что авторы плаката интуитивно приблизились к сути кинополотна, изобразив в верхней части плаката хор, а в нижней - фигуры героев, разлетающихся будто бы от силы пения этого хора. И тут самое время сделать вторую ремарку.

- Я ведь тебе, Паша, хор подарю, - говорит главный герой фильма Гудионов (О.Борисов) своему водителю. Действительно, водитель Клюев (Ю.Беляев) становится хоровым дирижером, но прежде чем мы проследим историю  восхождения этого Клюева (фамилия отнюдь не случайно напоминает о поэте Клюеве, "Христосу среди нас", по Блоку) к обладанию хором и его утратой (в конце фильма), стоит вспомнить, что такое хор вообще, каково это понятие и, шире, явление в истории. Вот что об этом пишет Патрис Пави, автор «Словаря театра»: «Еще в древнегреческом театре хор представлял собой однородную группу танцоров, певцов и чтецов, выступавших коллективно для комментирования действия, в которое они были в разной степени вовлечены.

В наиболее общем виде хор представляет собирательные (актанты), нередко абстрактные силы, воплощающие высшие нравственные или политические интересы». Далее Пави цитирует Гегеля и рассматривает вопросы эволюции хора, обращая внимание на то, что «истоки античного греческого театра - (...) обнаруживаются в ритуальных церемониях, во время которых танцоры и певцы одновременно представляли и публику, и саму церемонию». Гегель указывал на субстанциальность эпических высказываний в хоровом пении.

С хором понятно. А что такое пролог? «Пролог - целая часть трагедии до появления хора, эписодий - целая часть трагедии между цельными песнями хора, эксод - целая часть трагедии, после которой нет песни хора; из хоровой же части парод - первая целая речь хора, (...)» (Аристотель). Вот таким «пародом» (под музыку Дашкевича), но раньше всего, даже до изображения, не то что действия (00:43), начинается фильм Абдрашитова. Затем голоса хора звучат на фоне симфонического сопровождения, а в кадре - разлив реки по холмистым и лесистым местам, переходящим в болотные топи, подступающие впритык к дороге (01:30). Из автобуса, сделавшего, к небольшому изумлению водителя, остановку по требованию в диковатом месте у окраины леса, выходит усталый пассажир (О.Борисов), который направляется в несколько пугающую глубину затемненного сосновыми ветвями пространства. В такую же темноту удаляется камера в финале "Зеркала" Тарковского, когда стихают звуки вступительного хора "Страстей по Иоанну"

ЗЕРКАЛО с 1:45:00 до 01:46:04

В «Слуге», но в прологе, кадр с лесными соснами почти аналогичен.

СЛУГА 02:30 - 05:28

Музыка Дашкевича (Agnus Dei), звучащая до входа героя в лес, также драматически взволнованна, как и у Баха, которого использует Тарковский. Герой Борисова продвигается по лесу, мы слышим невнятные и настораживающие звуки, будто бы нас готовят к чему-то:

Далеко между мрачных колонн

Тихий посвист звучал,

Словно ждал и манил за собой

В темноту и печаль.

Но никак не хотелось - от звезд -

В этот черный провал,

Если б даже позвали: "Войди!"

Но никто не позвал.

("Come in" Р.Фроста, пер. Гр. Кружкова)

Далее мы видим Гудионова, сидящего на поваленном дереве и перекусывающего бутербродом. В лучах рассветного солнца и под музыку гимна СССР. Внезапно появляется волк. Гудионов не растерялся. Отложив еду, он садится на колени и изображает из себя зверя: подвывает, корчит физиономию и рычит. Волк уходит. Гудионов, вздохнув, поднимается с колен и далее - он уже на верхушке дерева: глядит вдаль, «козырьком» прикладывая ладонь к бровям. Береза...

Она затем и послана сюда,

Чтоб не иссякла в мире красота.

(Р. Фрост, перевод А.Кушнера)

Гимн СССР закончился, но закончился не гимн, а сам СССР, а Гудионов, вошедший в пугающий лес, по концу этих «событий» оказался на березе. Он всматривается вдаль...

 Пролог, длившийся более 5 минут, завершен: «... организатор спектакля - обращается непосредственно к публике, для того, чтобы объявить о некоторых важных темах, а также о начале игры, делая при этом уточнения, необходимые для ее правильного понимания» (П.Пави).

Притвориться зверем.

В фильме мы несколько раз услышим слово «шакал», адресованное тому или иному персонажу. Это же слово звучит и на устах героя фильма «Леопард» (реж. Л. Висконти), и оно и отвечает на главный вопрос о том, кому достанется хор.

363
01.02.2022
Голос как выразительное средство (в кино). Часть 1.
760

Жак Деррида удивил меня емким и редкостным высказыванием о кино:

"Голос, звучащий в кино, ничего не прибавляет к нему. Он и есть кино; его природа едина с природой движения, записанного на пленку. Пресловутая идея «чистого кино», т. е. идея отделения образов от речи, кажется мне ошибочной(...)"

22.01.2022
«Каждый за себя, а Бог против всех» («The enigma of Caspar Hauser», реж. В. Херцог). Что такое язык: смерть, инструмент или антропологическая цель?
342

Ноэль Кэррол пишет о фильме Херцога что "...тема фильма не вызывает сомнений: язык - это смерть. Тот человек, который знакомит Каспара Хаузера с языком, забирает у него жизнь..."

22.01.2022
"Племя" (реж. М. Слабошпицкий)
328

Стрічки українських режисерів Мирослава Слабошпицького та Сергія Лозниці є зразками високого кіно. Про це в ефірі Еспресо.TV заявив голова наглядової ради мережі кінотеатрів "Мультиплекс" Антон Пугач.

22.01.2022
"Ирландец" (реж. М.Скорсезе)
328

В этом контексте нельзя не вспомнить, что сознание криминалитета часто несет на себе следы вытеснения человека из сферы специалистов (или - невозможности в нее попасть; человек стал криминальным, поскольку в его жизни завершился процесс десоциализации: на определенном этапе он осознал, что ничего не умеет, и потому и не может найти себе применения). И тогда человек парадоксальным образом «становится» специалистом во всех областях...

22.01.2022
"Майдан" (реж.С. Лозница)
328

Собственно, самым характерным кадром, или эпизодом, фильма является первый, прологовый. Он как бы подает ноту, на которую необходимо настроить зрительское восприятие. Лица людей, стоящих на площади. Много лиц. Казалось бы, мы это могли и сами увидеть, бывая на Майдане, но это не совсем так.

22.01.2022
"Мать и сын" (реж. А. Сокуров)
320

Двуликая стихия природы явлена в пейзаже двумя гранями: страшной и уютной тайны. Об этом же говорят горы на картинах Каспара Давида Фридриха.

19.01.2022
«Чудеса» (реж. А. Рорвахер, Италия, 2014)
300

Два мира - патриархальная грубость и гламур - даны в этом фильме обескураживающе просто. И - в некоторой причинной связи одного с другим. Можно сказать, что это фильм об этиологии гламура.

19.01.2022
«В тумане» (реж.С. Лозница)
296

Телекритика, 6 мая 2014.

 Антон Пугач радить включити до переліку рекомендованих фільмів про війну «У тумані» Сергія Лозниці

19.01.2022
Голос как выразительное средство. Часть 2. Крик. Правота неприличия.
470

"...Кричат всегда в плену невидимых и неощутимых сил, расстраивающих любой спектакль и превосходящих даже пределы боли и ощущения".

 

19.01.2022
Нарочитая кибернетика кукольного абсурда (о фильме С. Лозницы «Донбасс»).
294

...абсурд вываливается из эпизодов, где солирует документальность, а документальность вываливается из изогнутой рамы абсурда.